Облицовка крыльца тротуарной плиткой

Содержание

Тротуарная плитка широко используется во всем мире для изготовления пешеходных зон, дорожек или других уличных покрытий. При этом отрасль по изготовлению и использованию этого материала очень быстро развивается и активно применяется и в других областях строительства. Именно поэтому вопрос о том, как создать крыльцо из тротуарной плитки своими руками очень интересует современных мастеров.

Любительское фото конструкции созданной на основе подобной плитки

Поэтапный процесс

Для начала необходимо сказать о том, что существует несколько способов монтажа этого типа материала. Однако когда используется тротуарная плитка для ступеней крыльца, то нужно выбрать именно тот метод, который обеспечит максимальную степень фиксации. Поэтому следует заранее запастись цементом и качественным песком.

Внешний вид ступеней выполненных с применением этого материала

Выбор материала

Когда производится облицовка крыльца тротуарной плиткой, то очень важно правильно подобрать необходимое количество нужных по габаритам модулей. Дело в том, что современные производители выпускают просто огромное количество разных моделей этих изделий, которые отличаются своей геометрией или могут составлять определенный узор.

Некоторые производители для таких целей выпускают специальные изделия

Профессионалы, отвечая на вопросы о том, как отделать крыльцо тротуарной плиткой рекомендуют доверить это дело специалисту изготовителя. Дело в том, что большинство производителей имеют специальные программы, которые позволяют распределить их конкретную продукцию по определенной площади. При этом они указывают, какие элементы, и в каком количестве необходимы для этого.

Стоит отметить, что отделка крыльца тротуарной плиткой также предполагает создание ступеней. Поэтому потребуются специальные бордюры или их подобие, специально изготовленное для этих целей.

Совет!
Лучше всего выбирать продукцию из одной партии.
Дело в том, что при изготовлении такой плитки очень трудно отмерить одинаковое количество красителя, а значит, тон одного изделия от другого может отличаться.

Довольно часто мастера комбинируют такую плитку с отделочным камнем

Создание площадки

  • На данном этапе необходимо подготовить своеобразный плацдарм. Дело в том, что обложить крыльцо тротуарной плиткой намного проще, чем создавать его с самого начала. Поэтому стоит заранее разработать проект конструкции с указанием всех размеров.

Проще всего выполнять подобные работы, если площадка сделана из бетона, особенно это относится к ступеням

  • Большинство специалистов рекомендуют сначала изготовить основу крыльца из бетона, чтобы потом уложить на нее покрытие. Однако сразу стоит сказать о том, что подобное решение имеет несколько недостатков, главным из которых является цена работы и время на ее выполнение. При этом такие конструкции можно отнести к самым прочным и имеющим большой срок эксплуатации.
  • Для экономии средств и сокращения времени, необходимого на монтаж стоит использовать обычную методику укладки, которая используется при создании дорожек. Такая технология крыльца из тротуарной плитки предполагает создание основы в земле, а сильно выступающие наверх элементы просто делают из кирпича. Естественно, что этот способ рассчитан на использование песчаной подушки.

Графическая часть простейшего проекта по выполнению таких работ

  • Если же работа производится своими руками, то профессионалы рекомендуют комбинировать различные методы создания основы, поскольку это более практично и экономит время. Главное при этом учитывать высоту выбранных модулей, которые будут устанавливаться после.

Совет!
Если нужно облицевать старое крыльцо, то необходимо помнить, что такая плитка имеет довольно большую высоту, что обязательно нужно учитывать и заранее готовить под нее место.

Для выполнения такой работы потребуется не только резиновый молоток, но и уровень

Установка

Обычно тротуарная плитка для крыльца на улице укладывается в землю, на которой делается специальная подушка из песка. При этом некоторые мастера применяют небольшое количество цемента, добавляя его в подсыпку, чтобы увеличить прочность фиксации. После этого стоит произвести небольшую заливку водой.

Намного проще использовать специальные материалы, поскольку они не только имеют определенные элементы, но и соответствующие габариты

Стоит отметить, что для такой работы лучше всего применять специальный молоток, позволяющий наносить сильные удары и не повреждать модули. Этот инструмент практически нельзя заменить, а значит, следует внести его в статью расходов.

В некоторых случаях монтаж такой плитки осуществляют с использованием цементного раствора. Это необходимо при изготовлении ступеней, особенно если подъем довольно высокий.

Совет!
Даже при укладке на ровное основание в обязательном порядке необходимо использовать уровень.
При этом некоторые мастера предпочитают задавать небольшой уклон, чтобы организовать отвод воды при дожде.

Если правильно подобрать материалы и произвести работы с учетом всех рекомендаций и по технологии монтажа, то конечное изделие может выглядеть как настоящее произведение искусства, которое станет настоящим украшением для дома

Вывод

Ознакомившись с видео в этой статье можно детально увидеть процесс изготовления подобных конструкций. Также принимая во внимание текст, предложенный выше, стоит сделать вывод о том, что самым важным моментом в таком монтаже является создание основания, поскольку сама укладка довольно проста.

Облицовка крыльца тротуарной плиткой

Многие владельцы загородных домов и дач используют тротуарную плитку по ее прямому назначению, то есть, укладывают ее на тротуарах, дорожках и площадках. Но при этом забывают, что этот отделочный недорогой материал прекрасно будет смотреться и на крыльце. Он прочен, безопасен при хождении по нему, легко справляется с перепадами температур, не боится влажности в больших количествах, к тому же может иметь очень широкий диапазон расцветок, рисунков и узоров. Поэтому есть смысл рассказать, как производится облицовка крыльца тротуарной плиткой.

Конструкция крыльца

Начнем с того, что крыльцо, которое будет отделываться тротуарной плиткой, может сооружаться по двум технологиям:

  1. Это заливка крыльца бетонным раствором, для чего придется сооружать опалубку и устанавливать металлический армирующий каркас. Сооружение получается прочным, так сказать на века, но очень затратное в плане финансовых вложений и времени. Кстати, облицовка бетонной конструкции может начинаться только через двадцать восемь дней, когда бетон наберет свою марочную прочность.
  2. Это установка готовых бордюров или заливка боковин крыльца бетонным раствором. Пространство между ними заполняется песком, который трамбуется с водой. Именно на песчаное основание и укладывается тротуарная плитка. Сложность этой технологии заключается в том, что облицовка производится с условием сооружения ступенек крыльца по ходу отделки тротуарной плиткой.

Выбор тротуарной плитки

Для многих может показаться, что критерием выбора будет выступать внешние данные облицовочного материала. Конечно, они не на последнем месте. Но все же прочностные характеристики лежат на первом месте.

Сегодня производители предлагают два вида: литые и прессованные.

  • Литой вариант – это многообразие форм и размеров, цвета и рисунков. Толщина материала представлена четырьмя позициями: 20, 40, 60, 80 мм. С такой плиткой одно удовольствие работать, ступени и площадки крыльца всегда получаются ровными, к тому же подрезать такую толщину всегда несложно.
  • Прессованный или, точнее сказать, вибропрессованный вариант – это небольшое разнообразие, но высокая прочность, морозоустойчивость, шероховатая поверхность и долгий срок службы. Работать с ней сложнее, ведь минимальная толщина – 60 мм. Поэтому придется приложить максимум умения, чтобы крыльцо получилось аккуратным.

Сегодня производители, понимая, что тротуарная плитка становится очень популярной, предлагают специальные конструкции. К примеру, для ступеней изготавливают плитку с уклоном для слива воды. Или комплект для ступеней из двух разновидностей: проступки (30 см шириной) и подступени (15 см шириной).

Технология облицовки крыльца тротуарной плиткой

Давайте рассмотрим два варианта, где облицовка производится на готовом бетонном крыльце и на бордюрном.

Облицовка бетонного крыльца

Это уже готовая к отделке конструкция. И вроде бы остается лишь замесить раствор и начать укладку тротуарной плитки. Но не все так просто, как может показаться на первый взгляд.

Внимание! Кто в первый раз пытается провести отделку крыльца своими руками, рекомендуется сначала подсчитать необходимое количество плитки, а уже затем разложить ее на крыльцо, не сажая на раствор.

Количество считается достаточно просто. Необходимо измерить стороны площадок и ступенек и вычислить общую площадь. Затем выбирается плитка, площадь, одной из которых надо тоже подсчитать. Теперь общую площадь крыльца надо разделить на площадь плитки, это и есть необходимое количество. К нему придется прибавить 10-20% от общего объема на отходы. Разброс процента достаточно большой, но это на тот случай, если крыльцо имеет сложную форму, к примеру, скругленную.

Теперь необходимо разложить подготовленный материал на крыльцо, тем самым определив, где будут расположены цельные плитки, а где подрезанные. После чего можно готовить скрепляющий раствор. Он изготавливается путем смешивания песка и цемента в соотношении 4:1.

Многие могут задать вопрос, а необходима ли грунтовка бетонных поверхностей? В данном случае такой необходимости нет, но нужно бетон обеспылить. Это можно сделать обычным веником.

Итак, начинается облицовка крыльца тротуарной плиткой. Есть несколько технологических последовательностей, но одна из них упрощает процесс выравнивания элементов отделки между собой.

  • Необходимо установить две крайние цельные плитки, которые будут располагаться по двум противоположным краям. Их укладывают на раствор, выставляя одним длинным правилом.
  • Теперь можно укладывать промежуточные элементы, сверяя их высоту монтажа по правилу.
  • Последними укладываются подрезанные плитки, их устанавливают по уровню.

Можно вместо длинного правила использовать нить, леску или шпагат. Есть в продаже специальные нити, снабженные пузырьковым уровнем. Когда первый ряд, таким образом, будет уложен, можно переходить к последующим, правда, при этом необходимо будет сверять уровень укладки плит и по длине площадки, и по ее ширине (см. видео).

Важно! Обратите внимание, что крайний внешний ряд должен укладываться с припусков, который ляжет на плитку подступени. То есть размер выступа – это ширина плитки плюс толщина раствора.

Подрезать под необходимый размер тротуарную плитку можно болгаркой. Но, вообще, подрезов надо избегать, поэтому еще на стадии проектирования крыльца нужно точно подогнать размеры плитки под размеры сооружения. Это упростит сам облицовочный процесс и уменьшит отходы приобретенного материала.

Облицовка бордюрного крыльца

Выложить тротуарную плитку по песку – самое простое дело. Здесь важно, чтобы песчаное наполнение было хорошо утрамбовано. Что собой представляет данная конструкция крыльца. Это боковины, залитые бетоном, и бордюры, формирующие ступени. По сути, сам бордюр – это плоскость подступени. Все пространство между ними засыпается песком. И чем выше крыльцо, тем больше ступеней, а значит, больше бордюров. Но в любом случае эта конструкция обойдется застройщику дешевле.

Внимание! Облицовка такого крыльца начинается снизу вверх. Предыдущая конструкция, наоборот, сверху вниз.

  • Производится облицовка внешней плоскости подступени.
  • Укладывается плиточный материал на горизонтальную плоскость ступеней. Край плитки должен закрывать толщину вертикально уложенных элементов.
  • Последним облицовывается верхняя площадка крыльца.

Если в конструкции крыльца присутствуют боковины, то с внешней стороны их придется также обложить тротуарной плиткой.

Для двух вышеописанных технологий есть один общий этап – это заделка швов (ширина до 5 мм). Специалисты рекомендуют зазоры между элементами тротуарной плитки не заливать раствором. Хорошо просеянный песок – вот, что необходимо. Его просто рассыпают по отделанным поверхностям и распределяют равномерно при помощи веника или швабры по всей поверхности. Он сам заполнит собой зазоры до краев облицовки.

И еще один момент – не стоит сильно бить по плитке резиновым молотком. От удара могут внутри материала образоваться маленькие трещины. Но именно они могут сократить срок эксплуатации отделки.

Из всего выше сказанного следует, что использование тротуарной плитки при отделке крыльца дома себя оправдывает в полной мере.

Обязательно ознакомьтесь с видео.

  • Опалубка для лестницы из бетона
  • Крыльцо для частного дома
  • Монтаж чердачных лестниц с видео
  • Лестницы для дачи и частного дома с фото

Крыльцо из тротуарной плитки: технология строительства на разных видах оснований

Наиболее бюджетным помимо деревянного варианта считается крыльцо из тротуарной плитки. Конструкция получается привлекательной и отличается продолжительным сроком эксплуатации.

Стоит ли облицовывать ступени тротуарной плиткой

Выбор материала основан на предпочтениях хозяев загородного участка, общем оформлении фасада жилого дома:

  • под фасады из натурального камня лучше подходит керамогранит, гранит;
  • лучшее решение для отделки лестничных конструкций, которые находятся под постоянной нагрузкой, — клинкерная плитка;
  • для стандартного крыльца загородного дома подойдет тротуарная плитка.

Практичность использования тротуарной плитки:

  1. Простая техника монтажа. Укладку тротуарной плитки можно выполнить своими руками без привлечения опытных строителей.
  2. Доступность материала. Плитку для покрытия тротуаров часто применяют в качестве временного перекрытия строительной площадки, при выполнении ремонтных работ фасадов зданий.
  3. Низкая стоимость по сравнению с дорогим керамогранитом и клинкерными плитами.
  4. Для отделки зоны крыльца можно использовать отходы цементно-песчаной плитки, которая использовалась для покрытия дорожки и площадки, прилегающей к жилому зданию.
  5. Поверхность тротуарного покрытия, в отличие от керамогранита, менее скользкая, не требует специальной посыпки зимой во время гололеда.
  6. Существует возможность подобрать облицовку любого цвета, дополнительно декорированную мозаикой из разноцветного стекла, с флюоресцирующей поверхностью.

Недостатки тротуарной плитки:

  • повышенный износ материала;
  • выкрашивание поверхности под воздействием морозов и переувлажнения.

Но данные проблемы можно предотвратить с помощью специальных пропитывающих составов. При использовании такого покрытия рекомендуется иметь на случай ремонта красящий тонер и металлическую форму для самостоятельного изготовления материала.

Как уложить плитку для тротуаров на лестнице крыльца

Если правильно подобрать рисунок тротуарной плитки и способ ее монтажа, крыльцо перед парадным входом по внешнему виду не будет уступать аналогичной конструкции, выполненной из более дорогих облицовочных материалов.

Варианты укладки песчано-цементных плит:

  1. Традиционный способ — монтаж облицовочного материала выполняется на бетонное основание.
  2. Проступи для ступеней выкладываются на песчаную подушку.
  3. Облицовка металлического каркаса лестницы.

При выборе технологии изготовления лестничных ступенек учитывают схему и размеры будущего крыльца:

  • металлический каркас используется, если предусмотрены узкие и высокие пролеты лестницы;
  • под лестничные конструкции с широкими ступенями обустраивается бетонная основа — щебневый слой и гарцовка;
  • в прочих случаях облицовочный материал укладывается на предварительно сделанную подушку из гравия и песка.

При использовании стального каркаса лестничная конструкция обойдется частному застройщику дешевле в 2-2,5 раза других способов монтажа плитки тротуарной. Такой вариант часто используется при необходимости сделать дополнительный вход на первый этаж многоквартирного дома.

Лестница на улице не создает дополнительную нагрузку на фундамент здания, поэтому для ее монтажа не требуется согласование с управляющей организацией и архитектурной комиссией.

Изготовление ступеней по классической схеме

Монтаж тротуарного покрытия на бетонное основание — это надежный и простой вариант.

Предварительные работы:

  • заливка фундаментного основания под массивную ступенчатую конструкцию из бетона;
  • изготовление опалубочного каркаса;
  • заливка песчано-цементного раствора в опалубку.

Заливка фундамента планируется еще на этапе проектирования лестницы для входа в жилой дом.

Инструкция по изготовлению ступеней:

Схема укладки тротуарного покрытия на бетонном основание.

  1. На участке, примыкающем к входной двери здания, делается разметка согласно чертежам лестничной конструкции и выполненным расчетам. Вырывается яма под основание, устанавливается армирующий металлический каркас (чем он жестче, тем меньше впоследствии прогиб лестничного марша и риск скалывания облицовочной плитки).
  2. Для заливки ступеней изготавливается съемная деревянная опалубка и надежно фиксируется на фундамент.
  3. Осуществляется бетонирование конструкции (для раствора рекомендуется использовать цемент марки М100).
  4. Прежде чем демонтировать опалубочную конструкцию, цементной массе необходимо дать полностью просохнуть и набрать свои прочностные характеристики. Летом для этого достаточно 3-4 суток, в остальное время 8-10 суток.
  5. Перед облицовкой бетонные поверхности очищаются от строительной пыли и обрабатываются специальным составом глубокого проникновения, изготовленного на основе акрила.
  6. Укладка плит начинается с проступи верхней ступени лестничной конструкции. Каждое изделие перед посадкой на клеевой состав обрезается по размеру. Торец плитки должен выступать над вертикалью подступенника на расстояние, равное сумме толщин клеевого слоя (0,7-1 см) и самого облицовочного материала. По аналогичной технологии облицовываются подступенники.

После завершения отделочных работ плиточные швы на половину глубины затираются акриловой грунтовкой, смешанной с песком, оставшееся пространство — мелким песком.

Советы специалистов:

  1. На проступи не рекомендуется укладывать заготовки, которые меньше размера цельной плитки в 1/3 раза.
  2. Если ширина проступи больше габаритов одной плитки, лучше одинаково обрезать и уложить 2 изделия.
  3. Верхняя кромка проступи нахлестывается на торцовую часть подступенника. При этом вылет капельной каймы должен находиться в пределах 10-15 мм.

Выкладка ступеней из тротуарного материала на песчано-гравийном основании

Основная проблема при отделке тротуарной плиткой — это плохие прочностные характеристики клеевого слоя. Часто причиной скалывания покрытия является вода, попавшая в шов, которая при замерзании кристаллизируется и расширяется. Поэтому лучше монтировать плиточное покрытие непосредственно на песчаную подушку без использования клеевого состава.

Особенности монтажа:

  1. Каждая проступь лестничной конструкции изготавливается в виде отдельной импровизированной емкости, которая заполняется смесью гравия с песком.
  2. Для монтажа низких крылечных конструкций, которые состоят из 3-4 ступенек, применяются длинномерные камни (бордюры). Они выкладываются на 2 кирпичных парапетах (косоурах) в несколько каскадов. Укладка камня осуществляется на цементный раствор, образовавшиеся швы в узлах примыкания стройматериала, заделываются изолирующим материалом.
  3. Под лестничную основу и парапетные стены предварительно обустраивается фундамент.
  4. Длинные и широкие лестничные ступени усиливаются промежуточным каркасом, вылитым из цементной смеси. Он удерживает бордюры, выложенные из камня.

Если предусматривается круглая или овальная форма крыльца, бордюрный камень можно заменить брусчаткой (кирпичом).

Часто под песчаную подушку подкладывают геотекстильное полотно, а бетонное основание укрепляют с помощью металлического каркаса, сваренного из уголка.

Круглая форма крыльца.

Сам каркас дополнительно приваривают к арматурным штырям, вбитым вертикально в основу, и по горизонтали обвязывают металлическим прутом.

Укладка отделочной плитки выполняется по уровню торца бордюра из камня или верхнего края стального уголка. Это позволяет надежно закрепить плиточную проступь на гравийно-песчаной основе.

Основные требования к обустройству подушки:

  • в гравийно-песчаную смесь дополнительно добавляется сухой цемент — ¼ часть;
  • чтобы предотвратить в подушке пустоты, состав после засыпки тщательно трамбуется;
  • перед монтажом плиточных заготовок поверхность подушки увлажняется, осуществляется ее выравнивание стяжкой.

Техника облицовки крыльца аналогична стандартной процедуре монтажа плиточного покрытия на тротуарные дорожки.

Ступени на основе стального каркаса

Использование металлического каркаса для возведения крылечных ступеней упрощает монтажные работы. При наличии уже готового фундаментного основания и всех необходимых материалов с инструментами лестницу для входа в дом можно сделать за 1 день.

В первую очередь изготавливаются несущие боковины (косоуры). Ступени и крылечная площадка будут опираться на стойки, которые можно сделать из металлического уголка или арматуры диаметром 16 мм. Нижняя опорная площадка бетонируется с закладкой анкерных крепежей.

Ступени изготавливаются прямоугольной формы в виде металлической рамы, ширина которой должна соответствовать размерам отделочного покрытия.

Основные требования к металлическому каркасу:

  1. Горизонтальная полка стального уголка размещается снизу каркаса проступи. Это необходимо для удержания плитки.
  2. Основное требование эксплуатации плитки тротуарной — равномерное распределение нагрузки по поверхности покрытия. Для этого раму лестничных ступенек дополнительно укрепляют арматурными стержнями или ее дно заваривают листовым железом толщиной 4 мм и более.

Металлический каркас перед облицовкой обрабатывают специальным антикоррозионным составом. Плиточное покрытие после укладки дополнительно фиксируется металлическим уголком, который одновременно будет защищать края облицовочного материала от сколов.

Если над ступеньками и площадкой возле входной двери не предусматривается обустройство навеса (козырька), покрытие рекомендуется дополнительно обрабатывать защитной грунтовкой и специальной водоотталкивающей пропиткой на основе акрила. Это защитит цементно-песчаную плитку от негативного воздействия природных осадков, выкрашивания поверхности и уменьшит риски обледенения в зимний период.

Крыльцо из плитки тротуарной своими руками – это, пожалуй, самый бюджетный вариант для входной группы после деревянного, и при этом более долговечный и эстетически весьма привлекательный. Конечно, натуральный камень или клинкерная плитка в этом отношении ещё лучше, но их цена не сравнится с материалом, произведенным из бетона.

Если вы как раз ищете такой недорогой и практичный способ сделать уличное крыльцо, то эта статья для вас.

Как это выглядит

Все мы давно привыкли к дорожкам и площадям, покрытым брусчаткой. Они красивые, прочные, долговечные и очень практичные. Поврежденный камень легко заменить аналогичным, не трогая остальное покрытие.

Поэтому логично предположить, что тротуарная плитка для ступеней крыльца на улице тоже станет хорошим выбором. И это действительно так.

Достоинств у материала много:

  • Плитка для крыльца тротуарная довольно прочная и долговечная, что подтверждается ее многолетней эксплуатацией в весьма проходимых местах;

Совет. Выбирайте плитку, изготовленную методом вибропрессования – ее характеристики лучше, чем у литой.

  • Она выпускается самых разных цветов, форм и размеров. Причем разной может быть и толщина – от 10 до 80 мм;
  • При желании такую плитку можно сделать своими руками, используя цементный раствор и специальные формы;
  • Сейчас выпускается и специальная тротуарная плитка для крыльца и ступеней, которую вообще не требуется подрезать по размеру, если заранее знать её габариты и делать основание, ориентируясь на них.

Ступени для крыльца из тротуарной плитки можно делать любой формы, от прямой до закругленной или ломаной. А само покрытие – однотонным или разноцветным, выкладывая рисунок или мозаику из камней разного цвета.

Очень эффектно смотрится такое крыльцо в сочетании с отмосткой и садовыми дорожками из того же материала. Посмотрите сами, как много вариантов отделки можно придумать, используя брусчатку.

Есть у таких конструкций и минусы. Например, их нежелательно чистить от снега тяжелыми и твердыми предметами – можно расколоть. Да и срок эксплуатации у этой плитки меньше, чем у клинкерной или из натурального камня. Однако невысокая стоимость и ремонтопригодность компенсируют эти недостатки.

Два способа отделать крыльцо тротуарной плиткой

Существует два распространенных способа, как уложить тротуарную плитку на крыльцо. Они совершенно разные, начиная с устройства самого основания.

  • Первый заключается в отделке уже готовой монолитной бетонной конструкции плитками, которые приклеиваются на раствор или клей.
  • Второй предполагает устройство засыпного крыльца с несъемной опалубкой из кирпича или бетонных бордюров, формирующих ступени. Между ними на песчаную подушку и укладывается тротуарная плитка – крыльцо отделывается так же, как дорожки или площадки.

Рассмотрим оба способа подробнее.

Для монтажа вам понадобятся следующие инструменты:

  • Зубчатый шпатель;
  • Уровень – короткий и длинный;
  • Киянка (резиновый молоток);

Обратите внимание! Пользоваться обычным молотком не рекомендуется, так как при сильном ударе плитка может расколоться или потрескаться.

  • Болгарка с кругом по камню;
  • Кисть.

Краткая инструкция:

  1. Бетонное крыльцо после заливки должно выстояться не менее 4 недель. После чего его поверхность выравнивают и обязательно покрывают грунтовкой глубокого проникновения. Плитку перед монтажом на несколько минут опускают в воду.
  2. Укладка тротуарной плитки на бетонное крыльцо ведется сверху вниз, начиная с площадки перед дверью. Для этого основание покрывается клеевым раствором, который наносится зубчатым шпателем. Сначала укладываются крайние плитки, на них устанавливается длинный уровень, и по нему ведется укладка остальных камней ряда.
  3. Между плитками оставляют швы шириной около 5 мм. Чтобы все они лежали в одной плоскости, камни аккуратно подбивают киянкой, постоянно проверяя ровность укладки уровнем.
  4. Если тротуарная плитка для ступеней крыльца оказалась велика или не подходит по форме, её подрезают болгаркой. Ею же шлифуют слишком острые углы.
  5. Сначала облицовывают все горизонтальные плоскости – площадку и ступени. Затем вертикальные – подступенки. Отделывая ступени, нужно делать выпуск крайних плиток на толщину подступенков.

Совет. Если это не было сделано во время заливки бетоном, то задайте небольшой уклон наружу во время облицовки ступеней, чтобы обеспечить с них сток дождевой воды.

Как видите, в данном случае облицовка ступеней крыльца тротуарной плиткой выполняется точно так же, как любой другой. Если у вас есть подобный опыт, то с работой вы легко справитесь.

Засыпное крыльцо с бордюрами

Если учитывать финансовые, материальные и трудовые затраты на обустройство бетонного и насыпного основания, то второе окажется со всех сторон выгоднее.

Перед тем как положить тротуарную плитку на крыльцо, готовят основание из бордюров и песка. Для этого сначала выкапывают неглубокий котлован по форме и размерам будущей лестницы и засыпают его гравием и песком. Каждый слой проливают водой и утрамбовывают, а затем на готовую площадку устанавливают бордюры, повторяющие форму ступеней и всего крыльца.

Бордюры можно брать готовые, выкладывать из кирпича или заливать бетон в опалубку.

Высота каждого следующего бордюра должна быть больше предыдущего на размер подступенка. Обычно это 15-18 см. А расстояние между ними по горизонтали делается не менее 25-30 см – это ширина стандартной ступени. При определении толщины бордюров учитываем, какую толщину имеет тротуарная плитка на крыльцо.

Такое устройство крыльца из тротуарной плитки позволяет обойтись без гидроизоляции. Атмосферные осадки, попадающие на него, впитываются в песок и через дренажную гравийную основу уходят в грунт.

Подробнее о том, как сделать такое крыльцо:

  1. Чтобы придать бордюрам устойчивость, их устанавливают на раствор, а промежутки между ними засыпают песком.
  2. Не обязательно засыпать все пространство песком. Под верхние ступени можно высыпать щебень или любой строительный мусор. Но чтобы ровно лежала тротуарная плитка на крыльце, положить под нее слой песка поверх мусора толщиной не менее 20-30 см необходимо.
  3. Песок на каждом ярусе обязательно проливается, утрамбовывается и выравнивается.
  4. Укладка плитки ведется снизу вверх: сначала нижняя ступень, затем следующая. Последней облицовывается верхняя площадка.
  5. Желательно укладывать плитку на слой цементно-песчаного раствора толщиной до 3 см. Но если бордюры установлены прочно, можно и просто на песок.
  6. Если вместо готовых бордюров использовались кирпичные, их облицовывают с внешней стороны подступенками, сажая их на клей. При этом, не забывая выпускать крайний горизонтальный ряд на толщину плитки.
  7. Как и в предыдущем случае, подбивать отдельные элементы по высоте следует резиновым молотком.
  8. Оставленные между плитками зазоры после окончания облицовки заполняют песком или его сухой смесью с цементом. Для чего смесь высыпают на поверхность и заметают в щели щеткой, действуя в разных направлениях.
  9. Если после этого аккуратно пролить ступени водой, цементно-песчаная смесь схватится и зафиксирует плитку.

Нюансы технологии

Существует специальная тротуарная плитка для ступеней, состоящая из готовых проступей со скругленной передней частью и узких подступенков. Специальная тротуарная плитка для ступеней.

Для общественных зданий и офисов часто применяется экономичная технология крыльца из ФЭМ:

  • лестница изготавливается из металла (центральный косоур или два по бокам, проступи из уголка без подступенков);
  • плитка приклеивается на раствор, уложенный внутри каркаса из уголка.

Таким образом, существует несколько методов самостоятельного оформления крыльца тротуарной плиткой в зависимости от конструкции фундамента, состава грунта на участке и бюджета отделки.

Описанные способы позволяют оригинально украсить входную группу загородного дома, сделать её особенной, нестандартной. Можно реализовать любую идею, сделав крыльцо фигурным или оформив его под старину, используя колотую брусчатку.

Вы наверняка захотите попробовать сделать это, потому что работа на самом деле совсем не сложная. А плитка тротуарная для ступеней крыльца – очень красивый, практичный и недорогой материал.

Для придания экстерьерам участка и коттеджа полной логической завершенности крыльцо из тротуарной плитки является оптимальным вариантом, если дорожки и парковка декорированы этим же материалом. Ввиду многообразия тротуарной плитки эта облицовка получила название ФЭМ (фигурные элементы мощения), а песчано-цементная смесь для ее укладки – гарцовка или ЦПС (цементно-песчаная смесь), которые будут употребляться в данном руководстве.

Особенности конструкции крыльца

Неотапливаемые пристройки к дому получили название террас. Разновидностями террасы являются:

  • веранда – помещение под крышей, может не иметь уличного входа;
  • беседка – только один уровень, отдельно стоящая на улице конструкция;
  • балкон – терраса в любом уровне с обязательным ограждением, уличного выхода не имеет, площадка закреплена в стене/фундаменте здания консольно;
  • крыльцо – всегда расположено у входной группы, может иметь ступени, ограждения, крышу, как на нижнем фото.

Крыльцо из ФЭМ с элементами ограждения.

Для облицовки пола любой из этих террас может использоваться тротуарная плитка. Однако сложнее всего произвести отделку на крыльце:

  • минимум два сложных узла примыкания – порог и отмостка;
  • мощение своими руками проступей и подступенков лестницы;

Совет! Даже если пристройка изготавливается вместе с основным зданием, эксплуатационные нагрузки у этих конструкций разные. Поэтому рекомендуется не связывать террасы с фундаментом коттеджа жестко (исключение – балкон), необходимо отделять их демпферным слоем, располагать на независимом фундаменте.

Положить тротуарную плиту на площадку и лестничный марш крыльца можно по нескольким технологиям в зависимости от имеющегося бюджета и грунтовых условий в пятне застройки.

Технологии изготовления крыльца из тротуарной плитки

В зависимости от имеющегося бюджета и грунтовых условий основанием ступеней из ФЭМ (фигурных элементов мощения) может служить уплотненный щебень либо бетонная конструкция. Например, если на участке крупный песок, скальный или гравелистый грунт, можно обойтись без заливки бетонного основания.

Вариант крыльца по грунту.

На просадочных, влажных, проблемных почвах (торф, песок пылеватый) облицовка элементами ФЭМ в обязательном порядке производится по бетону.

Вариант по бетонной основе.

Технологии отделки своими руками существенно отличаются, каждая будет рассмотрена детально. Однако общими нюансами являются:

  • размер ступеней – наиболее удобны для пользователей параметры: высота (подступенок) 13 – 20 см, глубина (проступь) 24 – 30 см;
  • лицевая поверхность – шероховатая;
  • число ступеней – человеку удобнее заканчивать подъем той же ногой, с которой начиналось движение, поэтому предпочтительнее нечетное количество
  • ограждение – необходимо для марша с 4 и более ступенями.

Оптимальные размеры элементов крыльца.

Совет! Экономичным решением для крыльца считается плитка тротуарная формата 30 х 30 см в силу вышеуказанных причин.

Мощение по бетонному основанию

Перед облицовкой ступеней на улице необходимо залить бетонную конструкцию либо привести своими руками имеющийся ж/б марш в соответствие со следующими требованиями:

  • верхняя ступень – должна быть ниже порожка на толщину плитки вместе с монтажным слоем (5 – 10 мм для плиточного клея, цементно-песчаного раствора, соответственно);
  • схема отделки – вертикальная плитка, приклеиваемая на подступенок, всегда заходит под горизонтальную плитку, уложенную горизонтально на проступь, поэтому глубина бетонной проступи должна быть меньше проектного размера на толщину плитки + слоя плиточного клея, как на фото ниже.

Облицовка подступенка заходит под плитку проступи.

Технология крыльца из ФЭМ состоит и этапов:

Заливка бетонного основания:

  • земляные работы – срезанный плодородный слой используется в ландшафтных работах или на грядках, дно котлована выстилается дорнитом;
  • подстилающий слой – 20 – 40 см слой щебня, уплотненного виброплитой;
  • гидроизоляция – рулонный или пленочный материал, мембрана EPDF;
  • опалубка – габариты согласно размерам тротуарной плитки;

    Опалубка для бетонного основания крыльца.

  • армирование – 2 пояса для каждой ступени либо специальные схемы армирования;

    Каркасы для крыльца из арматуры.

  • укладка смеси – заливка в один прием.

Отделка поверхностей возможна после набора двух третей прочности бетоном.

Укладка ФЭМ

  • облицовка подступенков – крепятся на плиточном клее на ребро;
  • отделка косоуров – боковые части крыльца так же оклеиваются плиткой;
  • декорирование проступей – плитка укладывается горизонтально, полностью закрывает торец облицовки подступенка или немного нависает над ним.

Важно! Тротуарная плитка обладает большим весом, если оставить швы в узлах примыкания вертикально и горизонтально расположенных элементов мощения открытыми, облицовка отлетит после первого сезона.

Ступени из бордюрного камня

В классических конструкциях лестниц ступени крепятся к боковым элементам жесткости – тетивам либо косоурам (эти же конструкции можно назвать парапетами). Слабым местом лестничного марша из тротуарной плитки на песке или гарцовке (смесь цементно-песчаная) является отсутствие этих элементов жесткости. Чтобы утрамбовать подстилающий слой и гарцовку внутри каждой ступени, необходимо предварительно создать жесткий каркас для нее:

  • бордюрный камень в качестве подступенка – по аналогии с террасной подпорной стеной заглубляется в грунт минимум на 1/3 от высоты элемента;
  • кирпичная кладка или ступенчатая бетонная лента в качестве косоуров/тетив/парапетов – предотвращает расползание грунта вбок, облицовка наружной поверхности производится плиткой.

Технология отделки выглядит следующим образом:

Изготовление каркаса

  • возведение косоуров (парапетов) – кирпичная кладка толщиной 12 – 25 см;

    Кирпичные парапеты для крыльца.

  • монтаж подступенков – бордюрный камень, заглубленный в почву на 1/3 минимум, установленный на раствор.

Если лестница подходит к висящему ростверку, то потребуется дополнительная кирпичная стенка в этом узле примыкания. Для плавающей плиты и ленточного фундамента этого делать не нужно, так как торец железобетонного фундамента по умолчанию является одной стенкой пространственного «корыта», в которое засыпается нерудный материал для уплотнения.

Засыпка щебня

Уплотнение каждого 10 – 15 см слоя виброплитой или ручной трамбовкой. Для экономии материала часто используется другая методика:

Каркас, состоящий из боковых парапетов, поребрика нижней ступени и фундамента в задней части крыльца, засыпается непучинистым грунтом наклонно (можно использовать супесь и суглинок). После уплотнения и установки бордюров для каждой ступени поверх грунта выстилается геотекстиль и насыпается 20 см щебня.

Монтажный слой

Элементы ФЭМ (тротуарная плитка) укладываются на чистый песок или гарцовку (цементно-песчаная смесь в пропорции 1/3 – 1/6, соответственно). Толщина слоя составляет:

  • 3 см для гарцовки;
  • 5 – 7 см для песка.

Важно! В последнем случае песок перед укладкой увлажняется из лейки, чтобы повысить качество уплотнения материала виброплитой. Для приготовления гарцовки используется только высушенный песок.

Укладка плитки гарцовку.

Мощение

Технология укладки тротуарной плитки стандартная:

  • вначале каждая проступь заполняется цельной плиткой;
  • затем осуществляется крой кусков для сложных участков.

В отличие от облицовки бетонного крыльца, плитка на проступях не нависает над бордюром, а подходит к его верхней грани заподлицо. Эти вертикальные элементы ступенек монтируются на раствор, имеют высокую прочность и пространственную жесткость.

Заполнение швов

На последнем этапе облицовки ступеней швы между плиткой заполняются кварцевым песком или гарцовкой. Расход материала составляет 3 кг/м2 в среднем.

Существует специальная тротуарная плитка для ступеней, состоящая из готовых проступей со скругленной передней частью и узких подступенков.

Специальная тротуарная плитка для ступеней.

Для общественных зданий и офисов часто применяется экономичная технология крыльца из ФЭМ:

  • лестница изготавливается из металла (центральный косоур или два по бокам, проступи из уголка без подступенков);
  • плитка приклеивается на раствор, уложенный внутри каркаса из уголка.

Облегченное крыльцо с облицовкой тротуарной плиткой.

Таким образом, существует несколько методов самостоятельного оформления крыльца тротуарной плиткой в зависимости от конструкции фундамента, состава грунта на участке и бюджета отделки.

Совет! Если вам нужны мастера по ремонту, есть очень удобный сервис по их подбору. Просто отправьте в форме ниже подробное описание работ которые нужно выполнить и к вам на почту придут предложения с ценами от строительных бригад и фирм. Вы сможете посмотреть отзывы о каждой из них и фотографии с примерами работ. Это БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает. Хорошая реклама Самое читаемое