Чем заделать дырки в шифере от гвоздей

Как заделать трещину в шифере на крыше

Известно, что восстановление повреждений на кровле – дело хлопотное и далеко не такое простое, как может показаться с первого взгляда, а когда речь идет о том, чтобы выполнить ремонт шифера, заделать дырки и трещины в асбестоцементном листе, так и вовсе руки опускаются, настолько непредсказуем бывает результат починки. Тем не менее, технологии ремонта шифера существуют и успешно используются на практике. Как говорят классики, ничего невозможного нет, требуется лишь терпение и немного аккуратности в работе.

Причины возникновения трещин и дыр в шифере

Для того чтобы правильно выбрать способ ремонта повреждения, прежде всего нужно разобраться в причинах и условиях возникновения трещины или дыры. Это поможет заделать трещины в шифере на крыше так, чтобы проблема через короткий промежуток времени не появилась вновь.

Шифер справедливо считается очень капризным, ломким и даже хрупким материалом, поэтому причин для образования трещин существует достаточно много:

  • Технологический брак, такой шифер еще называют пересушенным. Из-за того, что в процессе изготовления листа гидратация цементной основы проходила в условиях недостатка влаги, материал получился слишком хрупким. Такой шифер легко трескается даже под небольшой нагрузкой, это брак, и ремонт его не имеет смысла;
  • Неправильная укладка шифера. В этом случае часть волны листа оказывается на крыше без опоры на рейку. Трещина может появиться, если неаккуратно наступить на шифер или уронить тяжелый инструмент;
  • Неграмотная установка крепежа. Если при монтаже шиферной кровли гвозди бьются в сухой лист без сверловки отверстия, то может образоваться очень длинная и опасная трещина, и даже небольшая дыра;
  • Неумелая порезка шиферного листа. Самой сложной операцией при раскройке материала считается выполнение отверстия под трубу, особенно в ситуации, когда резать приходится близко к краю или последней волне. Заделать дыру в шифере от трубы можно лишь установкой двойной латки.

Понятно, что предельно аккуратное обращение с шиферным листом уменьшает риск образования трещин, но полностью избежать угрозы накола дыр в шифере не удается. Шифер хорошо держит статическую нагрузку, но может запросто расколоться от удара оброненного электромолотка или шуруповерта.

К сведению! Уменьшить вероятность будущего ремонта можно лишь в том случае, когда материал перед подъемом на крышу внимательно осматривается на предмет дефектов поверхности.

Будет полезным даже легонько простучать резиновым молотком по листу. Если есть дефект или скрытая трещина, то по низкому звуку вполне возможно определить ее месторасположение. Такой лист отправляют на латки, это проще, чем уложить его на крышу, или через пару лет искать способ, как выполнить ремонт или заделать протечку в кровле.

Спасает то, что шифер низкого качества, с возможными трещинами, виден невооруженным глазом. Обычно кровельщики не рекомендуют даже поднимать на крышу материал с неровно обломанными, а не отрезанными краями, пятнистой или сильно запыленной поверхностью. Ремонт несортового шифера — дело неблагодарное.

Чем заделать дырку в шифере на крыше

С другой стороны, даже если в пачке гарантированно качественного материала попался лист с небольшой трещинкой, это еще не повод для паники. Всегда есть возможность заделать трещину в шифере изнутри, с изнаночной стороны. Тем более в условиях «на земле» это сделать намного проще, чем на крыше. Можно залатать или заделать дырки в шифере небольшого размера, например, от гвоздей или ремонтного крепежа, но в этом случае потребуется еще трезво оценить характер повреждения и возможности дальнейшего использования листа.

Для ремонта шиферной кровли в бытовых условиях используют следующие способы:

  • Трещину заклеивают вязким и эластичным материалом с хорошим уровнем адгезии к асбестоцементной поверхности. При соблюдении правил ремонта трещина не пропускает влагу на крыше и не увеличивается в размерах;
  • Укладывают латку из шифера. Это единственно реальный способ залатать дырку в шифере на крыше, не прибегая к замене листа;
  • Бетонирование поврежденного участка. Таким способом можно заделать относительно небольшой сектор шифера, его используют для самых сложных случаев;
  • Блокирование трещины или дыры с помощью монтажной пены. Это, скорее, временная мера, позволяющая заделать пробоину на короткое время, например, зимой или в дождливую погоду. При первой же возможности нужно будет выполнить полноценный ремонт крыши.

С трещиной работать проще, чем с дырой, достаточно найти причины и аккуратно заклеить повреждение. Другое дело, если необходимо залатать дырку в шифере на крыше. Кроме клеевой массы или связующего, потребуется подобрать материал латки, который бы по свой свойствам был схож с шифером и легко обрабатывался. Обычно для заделки небольших повреждений используют тонколистовой металл, асбестовое или базальтовое волокно.

Бетонным раствором

Это наиболее доступный вариант ремонта дыр любого размера. Цемент и песок найдется в любом хозяйстве, поэтому заделать дыру в шифере на крыше можно буквально за полчаса. Для ремонта готовят деревянный короб опалубки, также ее можно сделать в виде кольца из полоски протектора старой автокамеры.

Место повреждения или дыру аккуратно обрезают по размеру так, чтобы импровизированную опалубку можно было завести под шифер и закрепить. Далее заливается бетонный раствор, и на дыру укладывается латка из куска шифера большего размера. Иногда края ремонтной заплатки прокрашивают масляной или резиновой краской.

Бутил-каучуковой водонепроницаемой ленты

Популярность ремонтных пленок из бутилкаучука невероятно высока, так как эластичной самоклеющейся лентой можно заделать практически любую трещину, начиная от водопровода, заканчивая стеклом на балконе.

Лента продается в виде бобины, подобно скотчу, но, в отличие от строительных и бытовых полосок, БК обладает высокой прочностью и хорошей адгезией. По сути, это оптимальный вариант в ситуации, когда лопнул шифер, и нужно заделать трещину в течение пяти минут.

Для ремонта достаточно отрезать кусок ленты необходимой длины и наклеить несколько слоев так, чтобы блокировать подтекание воды на крыше через щели. Если позволяют условия, то место наклейки следует промазать акриловой краской или любым нитроклеем. Бутилкаучук хорошо пристает к гладкой поверхности, но на шероховатом асбестоцементном покрытии может отклеиться в первый же дождь. Поэтому края трещины перед заделкой приходится закрашивать.

Влагостойким нитроцеллюлозным клеем

Несмотря на удобство и относительную простоту, использование дорогостоящей бутил-каучуковой ленты не всегда оправдано. Во-первых, это дорогостоящий материал, цена на катушку может достигать 12-15 EUR. Во-вторых, ее использование разумно для случаев, когда трещина расположена на ответственном участке крыши, и, помимо герметичности покрытия, целью ремонта является удержание волны шифера в нужном положении.

Для простых случаев, например, трещина появилась на поверхности шифера прямо над деревянной планкой обрешетки, можно обойтись обычным нитроцеллюлозным клеем.

С помощью хорошего клея можно замазать трещину на шифере быстрее и дешевле, чем при использовании дорогущего бутилкаучука. Для ремонта клеевую массу делят на две части:

  • Первую половину разводят ацетоном до состояния жидкости;
  • Во вторую часть добавляют шиферный спил – стружку и пыль, полученную при резке листа болгаркой.

Жидкой фракцией обрабатывают трещину в несколько приемов, сушат и накладывают густую клеевую массу, после наклеивают ленту строительного скотча. Таким же способом можно замазать все трещины в шифере на крыше, если размер повреждения не превышает нескольких сантиметров.

Битумной мастикой

До появления ремонтных клеевых и полимерных материалов битум и рубероид активно использовались для ремонта всех существующих повреждений шиферной крыши. Нельзя сказать, что битумные составы обеспечивают самое высокое качество ремонта, но они просты в использовании, доступны и не требуют особой подготовки перед применением.

Совет! Для ремонта шифера лучше использовать готовую жидкую битумную мастику.

Любые варианты с расплавами смол и твердого битума требуют повышенной аккуратности, так как трещина при нагреве шифера может не только увеличиться, но и привести к раскалыванию целого листа.

С помощью битумной мастики удобно накладывать ремонтные латки. Чтобы заделать дыру в шифере на крыше, достаточно сделать следующее:

  • Вырезать прямоугольную заплату из листа ремонтного шифера;
  • Промазать края дыры на крыше и изнаночную поверхность латки праймером и одним слоем мастики;
  • Просушить подготовленные материалы, нанести битумную гидроизоляцию повторно и уложить заплату на место ремонта.

Если угол наклона ската достаточно большой, то шиферную заплату приходится привязывать проволокой к основанию крыши или к ближайшей опоре. Через пару дней швы повторно прокрашивают мастикой. С помощью небольших кусочков кровельного материала и мастики можно относительно просто заделать в шифере дырки от гвоздей. Правда, сделать это нужно с изнаночной стороны, еще до укладки материала на крышу здания.

Цементно-асбестовым раствором

Заделка шиферной крыши ремонтными смесями на основе цемента и асбеста считается наиболее правильной с точки зрения структуры шифера. Сегодня ремонт с помощью цементно-асбестовых растворов считается устаревшим и небезопасным, так как приходится работать с хризотиловым волокном.

Замазать трещину на шифере с помощью раствора несложно, достаточно лишь нанести небольшое количество ремонтной смеси на поверхность поврежденного участка крыши и закрыть пленкой на пару суток от дождя и ветра. После схватывания раствора получается заплата, по свойствам напоминающая материал шифера, поэтому жидкий асбестоцемент используют для ремонта самых сложных и тяжелых повреждений крыши.

На сегодня реальной альтернативы, способной заменить раствор, пока не существует. Еще не разработаны полимеры и смолы, с помощью которых можно обеспечить заделку трещин в шифере с гарантией на 60-70 лет службы.

Приготовление ремонтной асбестоцементной смеси выполняется в следующем порядке:

  • В металлической емкости на 10-12 л, можно в оцинкованном ведре, асбестовое волокно предварительно замачивается минимум на сутки. На 5 л воды берется 3-4 кг волокна. Через сутки замоченный порошок превращается в гелеобразную субстанцию;
  • К полученному гелю добавляют цемент марки 400, примерно 3-4 кг, и размешивают вручную мастерком до получения однородной массы.

Смесь нужно использовать в течение 3-4 часов, желательно в безветренную сухую погоду. Качество ремонта шиферной крыши зависит от марки цемента и размеров повреждения.

Полиуретановой пеной и эпоксидной смолой

Использование строительного пенополиуретана значительно упрощает процесс заделки любых трещин и повреждений, и в первую очередь дыр. Если из-за неосторожного обращения произошло образование сквозного пролома – трещины, или самое страшное – появление дыры, то с помощью ППУ можно надежно, и главное, быстро закрепить кусок шифера практически любого размера.

Техника использования пенополиуретановой пены очень проста. Место повреждения или образования дыры увлажняют водой, как на поверхности крыши, так и в пространстве под шифером. Далее задувают необходимое количество пены с изнаночной стороны листа, чтобы образовавшийся слой пенополиуретана зафиксировал края дыры. Через 30 минут можно закрыть повреждение заплаткой, используя в качестве клея тот же полиуретан.

Вспененные материалы идеально подходят для устранения проломов и больших дыр, но для ремонта трещин пена оказывается слишком вязкой. Для этих целей лучше всего подойдет эпоксидная смола. Потребуется лишь добавить разбавитель, чтобы клей лучше проникал в трещину. После обработки клеевой массой линию повреждения обязательно закрывают заплаткой из пленки или тонкой фольги.

Мелом и олифой

Это старый, хорошо известный рецепт заделки щелей и трещин в окнах и стенах здания. Смесь можно использовать для ремонта трещин в шифере. Еще тридцать лет назад мелом, чаще зубным порошком, замешанным до состояния пасты, заделывали щели между стеклом и оконной рамой.

Качество ремонта трещин и дыр получалось невысоким, поэтому в смесь добавляли разные вспомогательные ингредиенты, чаще всего цемент, казеиновый клей или масляную краску. Единственным плюсом такого «герметика» является то, что ним удобно заделывать щели между деревянным брусом и асбестоцементным листом. Замазка одинаково хорошо прилипает к обоим материалам, и с течением суток твердеет до состояния камня.

Гидроизолирующим обмазочным составом

Использование жидкой гидроизоляции на основе акрила или бутил-стирольного каучука максимально упрощает ремонт. С помощью кисточки, ножа и щетки по металлу можно выполнить ремонт трещин любой длины и размеров.

Тонкие и длинные повреждения расширяют и зачищают от мусора, после чего наносится грунтовка и тонкий слой гидроизоляции. Дыры больших размеров можно заделать с помощью нескольких слоев полиэфирной ткани, наклеенных с промазыванием подобно папье-маше.

Готовыми шпатлевками

Отремонтировать трещину в шиферном покрытии крыши можно и с помощью шпатлевочной массы. Наилучшие результаты получаются при использовании полиэфирных, эпоксидных и акриловых шпатлевок с наполнителями из стекловолокна.

Все остальные составы на основе модифицированной целлюлозы и вододисперсионных полимеров для ремонта трещин и дыр не используются из-за высокой чувствительности к перепадам температур и влажности.

Как заделать дырку в шифере на крыше

Для того чтобы выполнить качественный ремонт шифера, не снимая лист с крыши, можно использовать самые простые предметы и вещи, которые можно найти практически в любом гараже автолюбителя. Для того чтобы заделать дыру в крыше дачного домика, потребуется:

  • Ручной коловорот с тонким сверлом 4-5 мм;
  • Тонкая медная или отожженная стальная проволока диаметром 2 мм;
  • Литр бензина;
  • Остатки битумного полотна, смолы или кусок сырой резины из автоаптечки;
  • Молоток, зубило и десяток гвоздей;
  • Масляная краска.

Прежде чем приступать к ремонту крыши, нужно приготовить резиново-битумный клей. Для этого битум и резину растворяем в бензине для получения вязкой клеевой массы.

Совет! Дыру на крыше из шифера можно элементарно зашить проволокой, но предварительно для ремонта потребуется вырезать заплату. Это может быть кусок шифера или, на крайний случай, любой материал волнообразного профиля.

Для того чтобы закрепить заплату над дырой, потребуется просверлить 10-12 тонких отверстий по контуру накладки и поврежденного места на шифере. Далее продеваем проволоку и заливаем самодельный резиновый клей, чтобы заделать щели на крыше. Через сутки нужно замазать точки сверловки битумно-резиновой массой, обязательно с наружной стороны покрытия крыши.

Иногда мастера пытаются проверить качество ремонта дыры проливом воды на заплату. Если латка приклеена надежно, то протечка будет минимальной. Таким способом не получится заделать шифер крыши «наглухо», всегда останется пара мелких дырочек. Их положение определяют по каплям воды. Чтобы заделать прорехи, нужно покрыть краской полностью всю заплату.

Ремонтировать трещину на шифере намного проще:

  • Предварительно просверливают отверстия на концах трещины. Это позволяет ограничить распространение и увеличение повреждения;
  • Зубилом и молотком расширяют линию трещины на пару миллиметров, после чего заливают битумно-резиновый клей и закрывают полоской полиэтиленовой пленки.

К сведению! Если трещина большая и угрожает целостности листа, то кромки можно стянуть проволокой, как и в случае установки ремонтной заплатки.

Такой ремонт обеспечит шиферу еще несколько лет жизни на крыше дачи. Разумеется, это всего лишь временная мера, и заменить профессиональный ремонт она не сможет.

Чем нельзя ремонтировать шиферную крышу

Покрытие из асбестоцементного листа является крайне чувствительным к перепаду температур, поэтому для заделки трещин не используют высокотемпературные расплавы на основе церезина, смолы и базальтового порошка. Эти материалы применяются для ремонта трещин в бетонных крышах, для заделки дыр и стыков на панелях и плитах.

Немало проблем возникает с заклейкой повреждений эпоксидным компаундом и чистой смолой. При низких температурах в сильный мороз материалы покрываются трещинами и постепенно вылущиваются из шва.

Профилактика разрушений

Долговечность кровельного покрытия зависит в первую очередь от того, насколько правильно уложен шифер на крыше. Так как асбестоцементные листы прибиваются непосредственно на деревянные рейки обрешетки, то затекание воды или переувлажнение древесины может поднять шифер и даже оборвать гвозди. Чтобы избежать подобного, рейки обязательно обрабатывают водоотталкивающей пропиткой.

Чаще всего трещины и дыры в шифере появляются из-за неправильного вбивания гвоздей. Лучше всего забивать крепеж в лист после того, как будет просверлено отверстие. Если же нет возможности бить гвозди по правилам, то место на шиферной поверхности обязательно накерняют пробойчиком и увлажняют.

Специалисты утверждают, что причиной поломки чаще всего является небрежное отношение хозяев к крыше.

Асбестоцементное покрытие крыши замечательно тем, что любой ремонт шифера, заделать дырки и трещины, осадить гвозди или зашить кромку, не потребует специального оборудования и знаний. Качество работы, несмотря на кажущуюся сложность, зависит от вида используемых материалов и аккуратности исполнителя ремонтных работ. По статистике, шиферная крыша попадает в ремонт один раз в 10-15 лет даже при идеальной укладке кровли. Поэтому, помимо клеевых материалов, будет полезным иметь под рукой хотя бы один трап и деревянную лестницу с опорной доской.

  • Виды крыш частных домов
  • Как правильно крыть крышу шифером
  • Как крыть крышу профнастилом своими руками
  • Устройство кровельного пирога под профнастил

Как заделать дырки от гвоздей в шифере?

Чем заделать дырки в шифере ?

Кровля из шифера очень популярна на протяжении длительного времени.

Такая популярность была достигнута благодаря низкой стоимости материала, хорошим эксплуатационным качествам, а также простоте укладки.

На сегодня в европейских странах запрещено производить материалы, в состав которых входит асбестоцемент.

В России шифер продолжают выпускать, и он очень востребован, хотя существует множество других кровельных материалов с аналогичной стоимостью.

Но в большинстве случаев через десять — пятнадцать лет кровля из шифера теряет свою прочность и на ней появляются трещины. Но далеко не всегда нужно делать полную замену всего кровельного покрытия.

Можно выполнить небольшой ремонт крыши, целью которого будет заделка небольших трещин и дыр в шиферных листах. Иногда такой ремонт является довольно трудоемкой задачей. Данная статья расскажет, как и чем заделать дырки в шифере.

Основные причины появления дефектов

У асбестового шифера длительный срок службы, но со временем под действием погодных условий он теряет свои защитные свойства. Причинами выхода из строя могут быть неправильная укладка кровельного материала, хождение по шиферу, неправильная транспортировка и т.д.

Далее рассмотрим виды повреждений асбестового шифера и причины их возникновения.

1) Повреждения, полученные при транспортировке материала. На шифере появляются мелкие трещины и сколы, которые могут оказаться незамеченными в момент монтажа.

Казалось бы, такие мелкие изъяны не должны доставить хлопот. Но через некоторое время такие трещины могут вызвать появление серьезных повреждений.

2) Повреждения, возникшие в момент укладки листов. Небольшие трещины, возникшие в результате сильного давления гвоздей при выполнении монтажа могут вызвать крупные повреждения.

Это может привести к необходимости полной замены покрытия крыши. Со временем мелкие трещины становятся все больше и перерастают в отверстия. В местах крепежа отламываются куски шифера.

3) Неправильно просверленные отверстия для крепежных элементов также могут стать причиной появления трещин в материале.

Согласно технологии диаметр отверстия должен быть больше диаметра гвоздя, но это правило часто забывают, в результате чего спустя некоторое время на шифере могут появиться сколы и длинные трещины.

4) Также может произойти растрескивание шиферного листа из-за перепадов температуры. Асбестовый шифер хорошо впитывает воду и когда наступает резкое похолодание до минусовой температуры он становится хрупким.

Даже несильный удар по шиферному листу может привести к тому, что он развалится на части. Поэтому желательно весной проверять кровлю и заменять поврежденные листы на новые.

5) Еще одной причиной появления дефектов может быть неосторожное перемещение по кровельному покрытию.

Со временем на кровельном покрытии могут появиться лишайники и мох и если их не удалять, то шифер может потерять свои защитные свойства.

Как и чем заделать дырки в шифере?

Выбор способа восстановления кровельного покрытия зависит от размеров повреждения и его типа. Выделяют 3 способа ремонта поврежденного покрытия:

— Кардинальный ремонт (замена всей кровли и стропильной системы). Данный способ используют в случае если сильно повреждены стропила и кровельное покрытие. Также его используют при полной смене кровельного материала на другой, который требует другого устройства конструкции стропильной системы и обрешетки.

— Выборочная замена листов. В этом случае производят замену листов с дырами, сколами и трещинами. Также нужно проверить состояние конструкций крыши.

— Выполнение косметического ремонта, который заключается в заделке дыр и других мелких дефектов. Для этого нужно накладывать заплаты либо заделывать трещины с помощью специальных смесей.

Но все же чем заделать дыры в шифере чтобы достичь максимального эффекта? Можно купить готовую смесь либо изготовить ее самостоятельно.

Сначала рассмотрим второй случай.

Первым делом очищаем ремонтируемую поверхность от мха и скопившегося мусора. Затем как следует помыть ее мощной струей воды. Во время просыхания поверхности изготавливаем смесь, состоящую из цемента, асбеста и клея ПВА.

Сначала покупаем асбест в готовом виде либо натираем его из куска шифера на терке. Асбест вреден для организма, поэтому при выполнении данной работы нужно защитить дыхательные пути. Для изготовления самой смеси берем 3 части асбеста, 2 части цемента и раствор из ПВА и воды в соотношении один к одному. Усердно перемешиваем полученную смесь, пока она не загустеет до консистенции сметаны.

Заделывать дыру в листе нужно следующим образом:

— ждем полного просыхания ремонтируемой поверхности;

— наносим изготовленную смесь на поврежденный участок;

— обрабатываем поврежденное место раствором ПВА и воды (в соотношении 1: 3);

— наносим еще 2 слоя ремонтной смеси (толщина каждого слоя более 1 мм);

Для выполнения такого ремонта необходима сухая, но в то же время не солнечная погода, поскольку в изготовленной смеси асбест должен просохнуть самостоятельно.

Существуют и готовые смеси для ремонта, в состав которых входят гидроизоляционные материалы. При их использовании нужно заранее очистить поверхность от мусора и обезжирить ее с помощью ацетона либо растворителя. Затем необходимо просушить поверхность.

Поврежденную поверхность грунтуют жидким раствором смеси для ремонта. После этого смесь наносят с помощью шпателя или специального пистолета. Ждем 5-6 часов, накрываем стеклотканью и опять кладем слой смеси.

Ремонт шифера: особенности проведения проведения работ

При настиле новой шиферной кровли на крышу иногда кажется, что ей будет все нипочем, и она останется такой много лет. Однако на практике по истечению 10-15 лет кровля становится уже не такой свежей, на ней образуются сколы, трещины, и здесь, естественно, необходим ремонт шифера, ну или его замена.

Попробуем поподробнее описать методы восстановления нормального функционального состояния кровли для продления срока ее службы еще на какое-то время.

Причины образования трещин в шифере

Конечно, зачастую именно «старость» кровли является причиной появления трещин. Однако в некоторых случаях они возникают задолго до истечения гарантийного срока.

Возможные причины данного явления следующие:

  • При производстве шифера не была соблюдена технология изготовления материала.
  • В раствор было добавлено меньше требуемого количества цемента.
  • Были использованы короткие асбестовые волокна.
  • Была недоброкачественно выполнена конечная доработка шиферных листов.

Некоторые недобросовестные производители занижают период отвердевания такого материала с заявленных по технологии 28 суток до более короткого отрезка времени, а это приводит к повышению хрупкости шиферных листов.

Кроме того, к образованию трещин и сколов может приводить неверный выбор уклона скатов крыши.

Преждевременная заделка отверстий в шифере может потребоваться и при неправильной укладке шифера, которая может предполагать создание излишнего напряжения материала.

Если же при креплении листов шифера использовались гвозди без специальных резинок под шляпками, это также чревато досрочным появлением трещин в листах шифера.

Методы восстановления шифера

Есть множество способов, используя которые можно восстановить целостность кровельных шиферных листов.

Это может быть простая замазка каким-либо герметизирующим материалом, накладка заплатки либо такая кардинальная мера, как замена листов, утративших целостность.

Рассмотрим наиболее распространенные и эффективные способы того, как заделать трещину в шифере:

  • Трещину, образовавшуюся в шиферном листе, как правило, заделывают собственноручно приготовленным раствором из смеси распушенного асбеста, цемента, воды и клея ПВА. Пропорции цемента к асбесту составляют примерно 1:3, после чего данную смесь разводят со смесью воды и клея ПВА, приготовленной в пропорции 1:1, до получения сметанообразной консистенции. Перед заделкой трещин получившимся раствором их законопачивают и только после этого подвергают обработке полученной смесью. Подобный ремонт позволит кровле прослужить еще 5-10лет.
  • Кроме того, для устранения трещин может пригодиться обыкновенная алюминиевая фольга. При этом на ее тыльную сторону наносят универсальный клей, способный при склеивании держать латку намертво. Прежде чем заделать трещину в шифере, в обязательном порядке удаляют с листа прежний крепеж, а по завершению накладки фольги лист заново прикрепляют саморезом (или гвоздем), проделав отверстие под него уже на новом месте. Перед укладкой заплатки углы фольги рекомендуется закруглить. При кровельном настиле из цветного шифера заплатку по окончанию монтажа окрашивают под цвет кровли.
  • При расколе шиферного листа на части по всей длине волнистые стыки скрепляют посредством эпоксидного клея. Для начала части расколотого листа соединяют снизу клейкой лентой, а далее заполняют зазор между частями листа шифера «эпоксидкой».

Совет! Прежде чем заклеить шифер, с целью более легкого заполнения щели клеем, его предварительно разогревают.

  • Зачастую дефект может быть устранен непосредственно на крыше, без необходимости снятия поврежденных шиферных листов. К примеру, при помощи силиконовой пасты, наносимой на очищенную и высушенную поверхность, достичь этого будет несложно. Сперва подвергаемый ремонту лист очищают с помощью металлической щетки, после чего обезжиривают поверхность листа ацетоном или аналогичным растворителем для краски. В трещину засыпают шиферную крошку и далее равномерно заполняют щель силиконом.
  • Также может быть использована такого рода заплатка, как специальная бутил-каучуковая лента. Ее верхнюю часть производят из нетканого материала, благодаря чему она может быть окрашена в любой оттенок. Прежде чем заделать дырку в шифере при помощи такой ленты, подлежащий ремонту участок шиферного листа обезжиривают бензином, снимают с ленты специальную защитную полосу и просто приклеивают ее к поврежденному месту.

Еще одним проверенным способом заделки шифера является обработка повреждения в несколько слоев. При этом, как и ранее, поверхность очищают и «задувают» трещину монтажной пеной.

После ее просушки сверху накладывают слой герметика, и когда он высохнет – обрабатывают проблемное место слоем битумной смолы. Подобный пирог способен обеспечить кровле надежную защиту от протечек.

Помимо описанных выше методов, есть еще много различных решений проблемы того, как заделать дыру в шифере.

Например, с этой целью умельцы используют целый ряд альтернативных составов, имеющих в своей основе разного рода смолы, силиконовый герметик, с помощью которого могут приклеиваться латки из разных материалов (даже из пластиковых бутылок), жидкий пенопласт, поверх которого укладывают кусок рубероида, и еще много других способов.

Правильный подход к ремонту шифера

Если скол или трещина достаточно широки, то единственным верным выходом из ситуации станет замена всего листа, поскольку в этом случае появляется риск будущего гниения элементов стропильной системы из-за обильных протечек.

Совет! Если вы не обладаете необходимыми навыками ведения ремонтных работ или просто не имеете желания их производить, то лучшим решением будет нанять квалифицированного работника, способного выполнить всю работу быстро и в лучшем виде.

Как уже ранее упоминалось, перед тем, как заделать дырку в шифере, требуется тщательная подготовка ремонтируемой поверхности.

Сначала крышу из шифера обметают веником, вследствие чего удаляется грязь и мусор, неблагоприятно влияющие на надежность соединения накладываемых латок (растворов) с поверхностью.

Далее трещину тщательно обмывают водой и обезжиривают бензином (или другим растворителем).

С целью обеспечения лучшей адгезии, трещину могут обрабатывать грунтовкой на основе клея ПВА.

При этом на ремонтируемый участок наносят цементную или другую изолирующую смесь и дают ей высохнуть. А далее приступают к дальнейшим манипуляциям согласно ремонтному плану.

Во время ремонта шиферной крыши необходимо четкое понимание и соблюдение всех правил безопасности, поскольку их игнорированием может привести к печальным последствиям.

Вопрос о том, как отремонтировать шифер, не станет для вас серьезным испытанием, если подойти к его решению со знанием дела. Благо наши советы и большой выбор средств для ремонта кровли смогут быть для вас лучшими помощниками в этом, на первый взгляд непростом, деле.

8 способов заделать трещину в шифере на крыше

Несмотря на широкий ассортимент кровельных материалов, шифер на сегодняшний день пользуется не меньшей популярностью, чем еще пару десятков лет назад. Такой спрос на покрытие обусловлен сравнительно низкой ценой на него. При этом актуальность материала очень оправдана, если крыша имеет простую конфигурацию (1-2 ската). Однако стоит знать, что со временем прочность шифера значительно снижается, что провоцирует появление на нем мелких и крупных трещин или дырок. Поэтому в статье ниже мы узнаем, чем заделать трещину в шифере на крыше или как справиться с дыркой на нем.

Причины разрушений шифера

Чтобы не искать ответ на вопрос, чем заклеить шифер, стоит знать, что дырки или трещины в нем могут появляться по разным причинам, которые можно предотвратить. Но основными из них являются:

  • Износ покрытия с течением времени. Как правило, через 10-15 лет материал становится более хрупким, что провоцирует подверженность точечным ударным нагрузкам (падение обледенелой ветки, плода и пр.).
  • Склонность шифера скапливать влагу в затененных участках крыши. В этом случае там, где листы покрытия более увлажненные и при этом отсутствует прямой солнечный свет, разрастается мох. Как правило, это северная сторона крыши. Мох является разрушающим органическим веществом для асбестоцемента.
  • Неправильно собранная система водоотведения с крыши. При застаивающейся дождевой воде в определенных участках кровли прочность покрытия начнет снижаться, что приведет к появлению трещин или дыр со временем. Здесь стоит брать во внимание и несоблюдение условий эксплуатации шифера. То есть, если угол уклона скатов не соблюден, вода будет застаиваться на крыше.
  • Грубые нарушения при укладке листов шифера. В частности речь идет об использовании простых гвоздей без резиновых прокладок для фиксации листов кровли и о неверной укладке листов, при которой кровля теперь испытывает постоянное напряжение.
  • Несоответствие отверстий под гвозди и саморезы при укладке материла. Если они слишком маленькие, то со временем металл, склонный к сезонным расширениям, разрушит структуру асбестоцементного листа и на его поверхности появятся пробоины, которым потребуется восстановление.
  • Несоблюдение условий транспортировки и хранения покрытия. В этом случае маленькие микротрещины будут незаметны вначале, а потом придётся искать ответ на вопрос, как заделать трещину в шифере.

Важно: если все перечисленные возможные причины появления трещин на шифере не про вас, значит, вы приобрели некондиционный товар, который был произведен с грубыми нарушениями технологий. В частности могли быть нарушены пропорции компонентов, добавлены короткие волокна асбеста или была проведена некачественная конечная шлифовка/обработка покрытия с сокращение срока его отстаивания.

Выявляем дефекты на шифере уровень опасности трещины

Чтобы увидеть трещину на листе шифера, нужно воспользоваться специальным телескопическим оборудованием, поскольку подобные нарушения структуры АЦЛ (асбестоцементного листа) сложно заметить невооруженным глазом. Для того чтобы понять, нужно ли ремонтировать крышу из шифера и есть ли в ней дыры/щели/трещины, необходимо провести оценку чердачного перекрытия и стропильной системы изнутри. То есть, по внешнему виду утеплителя и дерева стропил можно судить о возможных протечках в крыше. О них будут свидетельствовать:

  • Влажное и подгнивающее дерево стропил;
  • Пятна и плесень на утеплителе или других компонентах кровельного пирога;
  • Пятна на полу чердака в определенном месте.

Если протечка выявлена, стоит определить и уровень опасности прорухи. Так, рассмотрим виды трещин:

  • Если трещина расположилась в нижнем гребне шифера крыши, значит, нужна срочная реставрация кровельного покрытия. Поскольку со временем вода просто прольется на голову жильцам дома. Ведь именно в нижних гребнях кровельного волнового материала вода скапливается в максимальном количестве.
  • Если проруха образовалась на верхнем гребне волны покрытия, это менее опасный вариант, но все же требующий задуматься, как проходит заделка трещин в шифере.
  • И, наконец, самой неприятной с точки зрения прогноза является трещина поперечная. Здесь проруха может перекинуться на соседние волны, что приведёт к ломке всего листа покрытия. Поэтому его лучше всего заменить полностью.

Важно: начиная ремонтные работы, наденьте защитную одежду. Поскольку волокна асбеста являются токсичными для здоровья человека.

Ремонт шиферного листа

Стоит знать, что любые ремонтные манипуляции с шифером нужно проводить только после его очистки от мусора и мха, тщательной мойки и просушки. Кроме того, следует обезжирить трещину или дыру ватой, смоченной в растворителе или ацетоне.

Вариант ремонта 1

Если вы не знаете, чем заделать дырки в шифере, то самым простым и дедовским методом, с помощью которого можно заделать прореху, является использование битумной мастики. Раньше только ею замазывали любые отверстия в стенах дома или забора/кровли. Ее готовят просто в ведре на костре, расплавляя до вязкого состояния. Если ремонтные работы ведутся в холодную погоду (при минусах), то в массу битума нужно добавить около 10% отработки, чтобы мастика была пластичной. Готовой смесью понемногу наполняют трещину, выравнивая ее уровень вровень с листом.

Важно: но стоит помнить, что такой способ заделать трещины на шифере не самый надежный. Дело в том, что битумная мастика имеет свойство расширяться при плюсовых температурах и снова сжиматься на холоде. В результате такой деформации через несколько циклов смены температуры дыра снова будет давать течь.

Вариант ремонта 2

А можно использовать цементно-песчаную смесь, если вы не знаете, чем и как заделать дырки в шифере. Для приготовления смеси нужно смешать названные компоненты в соотношении 1:2. Массу развести водой до консистенции густой сметаны. Полученным раствором замазывают дыры и трещины и оставляют сохнуть в тени. Готовый отремонтированный лист можно окрасить в нужный цвет.

Вариант ремонта 3

Также для герметизации кровель из шифера можно использовать готовый шпаклевочный раствор и не мучиться особыми изобретениями. Смесь можно купить в специализированном магазине. Перед ее нанесением поверхность трещины или дыры нужно хорошо прогрунтовать. Затем на проруху наносят шпаклевку и по истечении шести часов прикрывают ее куском стеклоткани. Сверху наносят еще один слой шпаклевки, и таким образом использование герметизирующей комбинации спасает шифер.

Важно: накладывать шпаклевочную смесь можно с помощью шпателя или пистолета. При этом ремонт лучше проводить в сухую погоду при сильной облачности, чтобы шпаклевка могла высохнуть не торопясь.

Вариант ремонта 4

А здесь для того чтобы замазать шиферную крышу, можно использовать смесь цемента, асбеста и клея ПВА. Такая масса является очень пластичной и хорошо укладывается во все стыки и зазоры шифера.

Итак, готовим смесь:

  • Сначала смешаем в равных частях воду и клей ПВА. Всё хорошо перемешаем до однородного состояния.
  • Теперь смешаем в отдельной емкости цемент и асбест в пропорциях 2:3.
  • Все компоненты смешиваем до состояния очень густой сметаны.
  • В отдельной емкости готовим ещё раствор ПВА из трех частей воды и одной части клея.
  • Готовую, обезжиренную и высушенную поверхность трещины замазываем полученной смесью из клея, цемента и асбеста. Сверху смазываем дополнительным раствором клея. И снова наносим сверху еще два слоя из асбестоцемента.

Вариант ремонта 5

А таким способом можно заделывать дыры от гвоздей, которые со временем раскрошились и теперь пропускают воду. В этом случае нужно взять кусок алюминиевой фольги и вырезать из нее латку по нужному размеру дыры. Фольгу смазывают универсальным клеем и сажают латку на дыру.

Важно: отверстие под саморез в этом случае придётся теперь сделать в другом месте листа.

Вариант ремонта 6

Тут, чтобы починить большой пролом или дыру от гвоздя, можно для латки использовать жесть. Из нее вырезают кусок, сворачивают в трубочку и, сминая, заталкивают в дыру. Необходимо так затрамбовать жесть, чтобы она максимально заполнила собой отверстие. Теперь в жестяной пробке сверлят отверстие под саморез и фиксируют шифер на крыше с использованием качественной резиновой прокладки. В этом случае вода не будет протекать под крышу.

Вариант ремонта 7

Ремонту отверстий в шифере также поможет обычная монтажная пена. Мастера используют ее для заполнения трещин и щелей в шиферной кровле. Это хороший вариант ответа на вопрос, как отремонтировать и герметизировать шиферный лист. Смесь наносят на чистый и обезжиренный ремонтопригодный участок, и таким образом заделывают прореху. Затем после высыхания обрабатывают трещину герметиком и все смазывают эпоксидной смолой.

Вариант ремонта 8

Часто мастера заклеивают трещины в АЦЛ бутил-каучуковой лентой. Она, кстати, хороша под покраску, что позволит вашей крыше не иметь вид латанной. Ленту укладывают на трещины в шифере после их чистки и обезжиривания. Хорошо прижимают, а после высыхания окрашивают в любой цвет.

Важно: лист шифера с заделанными дырами и трещинами прослужит еще максимум 3-5 лет. Поэтому при первой же возможности лучше смените лист покрытия. В противном случае затраты на восстановление сгнившей стропильной системы могут быть куда большими, чем траты на новый шифер и работу по его замене.

Ремонт шиферной кровли: актуальный вопрос с простыми решениями

Ремонт шиферной крыши рано или поздно обретает актуальность для каждого домовладельца, выбравшего данный тип кровельного материала. При всей прочности асбестоцементных листов они не вечны, и наступает один прекрасный день, когда обнаруживается первая течь. И здесь лучше не медлить, особенно если впереди затяжные осень и зима с обильными осадками. Ну, а если крыша похожа на решето, на счету каждая минута.

Видео-инструкция по ремонту шиферной кровли жидкой резиной

При высокой изначальной стойкости материала шифер достаточно хрупок, и первые проблемы могут возникнуть уже на стадии монтажа новых листов или проявиться в течение достаточно короткого периода времени.

В целом же беспроблемная эксплуатация шиферной крыши составляет 12-15 лет, иногда этот срок достигает 20-25 лет – например, в зонах с умеренным климатом, не подверженным сильным и продолжительным осадкам.

Правильно смонтированная шиферная крыша прослужит без ремонта 20-25 лет

Можно выделить еще ряд важных факторов:

  • качество укладки листов;
  • гидроизоляция крыши;
  • тип крыши;
  • угол наклона скатов;
  • регулярность очистки от снега в зимний период;
  • устройство ливневых стоков;
  • гидроизоляция дымоходов, вентиляционных колодцев, коньков и др. элементов.

Задержка воды и снега на крыше сокращает срок безремонтной эксплуатации кровли

Чаще всего встречаются следующие повреждения, требующие производить ремонт шифера:

  • Трещины;
  • Сколы;
  • Растрескивания;
  • Возникновение дефектов вследствие изношенности.

Важно знать!
Особенно подвержена риску быстрого износа и возникновению повреждений северная часть крыши. Именно здесь в первую очередь образуются наросты мха и лишайника, которые приводят к появлению проблемных зон и течей.

Также крышу можно повредить при ходьбе по кровле, особенно если ступать на выступающую часть шиферного листа. При перемещении по крыше лучше пользоваться доской с набитыми поперечными брусками. Укрепить приспособление можно на коньке крыши.

Следует отметить, что к растрескиванию асбестоцементного материала приводит резкий перепад температур, поскольку шифер склонен к впитыванию влаги. И, например, при резком похолодании после обильных осадков просочившаяся вода замерзает и постепенно разрывает листы изнутри, что приводит к протеканию.

Еще одна проблема, характерная для старых крыш, – подвижность шиферных листов. Со временем гвозди, особенно если были использованы не очень длинные или вбиты не по правилам, расшатываются, начинают «играть», что приводит к смещению элементов кровли. Она становится менее жесткой, например, зимой под тяжестью снега возможны прогибы, что опять-таки повышает риск образования новых трещин.

Трещина в шиферной крыши может появиться на этапе первичного монтажа при несоблюдении технологий

Что делать если крыша потекла

При обнаружении течи в первую очередь нужно обследовать крышу и найти проблемный участок.

Важно знать!
Грамотный подход к ремонту шиферной крыши позволит продлить эксплуатацию материала до 10 лет.

Еще несколько десятков лет назад был чрезвычайно распространен следующий метод: поврежденное место очищали от наслоений грязи, мха, пыли и т. д. Далее следовала грунтовка олифой. Саму трещину закрывали полосками ткани, пропитанной масляной краской, и затем для надежности прокрашивали участок. Для создания привлекательного вида отремонтированной крыши зачастую красили всю поверхность, что было достаточно трудоемким и малоэффективным методом – через 3-4 года крыша вновь приходила в негодность.

Сегодня пользуется популярностью другой метод – смесь цемента и клея ПВА с добавлением распушенного либо измельченного листового асбеста. Предлагаемые большинством мастеров пропорции выглядят следующим образом: на 2 части цемента приходится 3 части асбестово-клеевой смеси. Причем клей ПВА предварительно должен быть разведен с водой в соотношении 1:1. Итоговая масса имеет консистенцию домашней сметаны. Применяемая марка цемента – не ниже М-400.

После приготовления смесь наносят на ремонтируемые участки, тщательно втирают. Для лучшего эффекта специалисты рекомендуют нанести как минимум два слоя. Преимущество такого метода в том, что следы ремонта практически незаметны, а при правильном приготовлении состава ремонт продлит срок службы крыши на 6-8 лет.

При проведении ремонтных работ особое внимание уделяется устройству гидроизоляции выступающих частей крыши, в частности, дымоходов

Один из минусов – быстрое отвердение смеси, которую желательно использовать полностью в течение 1,5-2 часов, и, если недостаточно, затем готовить следующую порцию.

Работы лучше всего выполнять в бессолнечную, но сухую погоду – более медленное высыхание нанесенной «заплатки» обеспечит большую долговечность и эффективность ремонта.

Важно знать!
Любые кровельные работы сопряжены с повышенной опасностью. Выполнять их следует с обязательным соблюдением правил техники безопасности.

Современные технологии приходят на помощь

Впрочем, встречаются предложения по ремонту крыши, основанные на применении современных технологий. В частности, популярны рекомендации по использованию, например, лент герметизирующих разной ширины и длины – то есть они подойдут для трещин, различных по размеру. Такие материалы, как правило, нескольких цветов, чтобы можно было подобрать подходящий и максимально скрыть следы ремонта.
Помимо этого, производители предлагают уплотнительные гидроизоляционные материалы для областей:

  • конька;
  • карниза;
  • ендов;
  • торцов;
  • дымоходов;
  • вентиляционных колодцев. Герметизации швов будет способствовать специальная лента

С помощью таких материалов можно устранить лишь небольшие повреждения. Важный фактор – ремонтируемый участок крыши должен быть тщательно очищен и обезжирен для лучшего сцепления накладываемой латки с поверхностью.

Достаточно действенны мастики и герметики. Но, как правило, они требуют дополнительной гидроизоляционной обработки кровли, дальнейшего покрытия специальной краской всей поверхности, что повышает трудоемкость выполнения работ.

Важно знать!
Лучше всего оценивать качество работ по ремонту кровли, находясь в чердачном помещении, куда свет проникает сквозь отверстия в крыше и сразу видны поврежденные участки.

Ремонт шифера наплавляемым материалом

Замена шифера – эффективное решение проблемы

Ремонт кровли из шифера в некоторых случаях можно выполнить, только прибегая к радикальным методам – замене асбестоцементных листов. Безусловно, это самый дорогостоящий метод, но и самый эффективный.

Основные этапы ремонта:

  • Ревизия состояния крыши, определение проблемных участков;
  • Демонтаж шиферных листов;
  • Обследование стропил, опалубки;
  • Монтаж кровельного материала.

Важно знать!
При обследовании крыши со стороны чердака и демонтаже кровли стоит учесть угрозу со стороны насекомых. На внутренней поверхности шифера и стропилах часто устраивают свои гнезда осы, которые могут быть очень агрессивными, а укусы – болезненными и привести к тяжелой токсической реакции.

При значительном износе шиферных листов и большом количестве дефектов лучшее решение – полная или частичная замена кровельного материала на новый

По результатам обследования стропил и балок принимается решение о необходимости замены элементов конструкции. Если имеются признаки порчи деревянных составляющих, менять их следует в обязательном порядке – ведь речь идет не только об устранении течи, но и безопасной эксплуатации крыши.

Для повышения уровня герметичности кровли целесообразно рассмотреть возможность монтажа рубероида. Это недорогой материал обладает отличными гидроизоляционными свойствами и сделает крышу более долговечной.

Далее следует укладка шифера. Здесь необходимо учесть следующие составляющие:

  • геометрически правильное расположение листов;
  • нахлест листов таким образом, чтобы совпадали волны соседних шиферных плит;
  • напуск следующего ряда должен составлять не менее 10 см;
  • шиферные гвозди, используемые при монтаже, должны быть длинными – так они глубже войдут в стропила и обеспечат статичность крыши;
  • гвозди вбиваются в верхнюю часть волны с отступом от края, чтобы избежать сколов и трещин: при применении шифера на каучуковой основе шиферные гвозди вбивают во впадину, возле нахлеста;
  • после окончания работ по настилу шифера на коньки накладывают защиту из металла, металлочерепицы и др. материалов, обладающих гидроизоляционными свойствами;
  • при необходимости «обойти» выступающие части крыши используется углошлифовальная машинка с алмазным диском.

Ремонт кровли, выполненный профессионалами, значительно увеличит эксплуатационный срок шиферной крыши

Важно знать!
При укладке шифера учитывается преобладающая в данном регионе роза ветров, и нахлесты размещаются с подветренной стороны, чтобы предотвратить попадание воды между швами при сильных осадках, сопровождающихся шквальным ветром.

Отремонтированная шиферная кровля прослужит долгие годы

На первый взгляд кажется, что ремонт шиферной крыши – не такое уж сложное дело. Но при отсутствии достаточного опыта, навыков выполнения кровельных работ можно столкнуться с непредвиденными ситуациями. Чтобы не тратить зря моральные силы, отвлекать впустую денежные средства, лучше положиться на опытных специалистов, настоящих мастеров своего дела, которые не только помогут дельным советом, но и обеспечат качественное выполнение ремонтных работ.

Ремонт крыши из шифера своими руками: варианты работ

Ремонт шиферной крыши своими руками можно легко выполнить без привлечения посторонних работников. Данный кровельный стройматериал изготавливается из специальные смеси асбеста и портландцемента, с включением в его состав волокон целлюлозы и стекла, которые пропитаны битумом.

Этот состав достаточно устойчив, отлично противостоит большинству негативных природных явлений, обладает высокой водонепроницаемостью. Но, как и множество кровельных покрытий, он может быть поврежден в ходе эксплуатации, на нем появляются – сколы, трещины, нарушения целостности. В таких случаях необходимо проводить ремонт шиферного покрытия, с заделкой всех трещин, повреждений и сколов, с заменой, по мере необходимости, отдельных его листов.

Основные характеристики и виды шиферного покрытия

Перед переходом, непосредственно, к ремонту шиферной крыши своими руками, необходимо напомнить, что представляет собой это покрытие и какие у него есть особенности.

Виды шифера: 1-естественный сланец; 2-плоский шифер; 3-шифер волнистый обыкновенного профиля; 4-резиновый шифер; 5-ондулин; 6-нулин; 7-гутта; 8-еврошифер ондура.

Асбестовый шифер – волокнистый, достаточно плотный кровельный стройматериал, имеющий волнообразную форму. При его производстве асбестовые волокна, портландцемент и вода перемешиваются в определенном соотношении, укладываются в формы и высушиваются. В результате получаются волнообразной формы листы необходимого типоразмера. Именно волнистая форма придает листам шифера дополнительную прочность, выполняя армирующую функцию, повышающую устойчивость к различным (особенно механическим) воздействиям.

Сам асбестоцементный шифер производится нескольких видов:

  1. ВО – в листах прямоугольной формы – волнистый обычный;
  2. ВУ — волнистый, усиленный;
  3. УВ — унифицированный шифер волнистый.

Чаще всего в индивидуальном домостроении используются 2 последних из вышеперечисленных типов этого кровельного покрытия: для самостоятельного обустройства кровли самого дома, а также покрытия разных хозпостроек.

Основные особенности асбестовых шиферных листов, используемых для покрытия крыши индивидуальных домостроений:

Методы монтажа шифера своими руками

  • низкая теплопроводимость;
  • хорошая водонепроницаемость;
  • негорючесть;
  • устойчивость к повышенным температурам;
  • достаточно продолжительное время использования;
  • невысокая цена и несложная укладка, которую часто выполняют самостоятельно;
  • хорошая ремонтопригодность — шифер можно отремонтировать самостоятельно.

Важно: асбестоцементный волновой шифер, благодаря своим отличным свойствам и, прежде всего, прочности, ремонтопригодности и продолжительному времени службы, остается популярным кровельным покрытием.

Виды повреждений шиферной кровли

Чтобы выполнить ремонт шиферной крыши своими руками правильно, необходимо точно определить, какие повреждения уже существуют на его поверхности. Чаще шифер повреждают, когда выполняют погрузочно-разгрузочные работы, а также при перевозках, когда неправильно уложенные хрупкие шиферины трескаются или на них появляются сколы.

Незаметные даже при тщательном предварительном осмотре повреждения могут послужить причиной протечек, и потребуется полная замена прохудившегося кровельного покрытия в будущем.

Способствует также появлению повреждений на шиферинах неверный монтаж, в процессе которого стройматериал обычно разрушается около мест размещения элементов крепежа. Чтобы избежать появления таких повреждений, рекомендуют предварительно просверливать отверстия для размещения крепежа, диаметр таких отверстий должен быть на 2 мм больше диаметра крепежного элемента.

Однако не только ошибки монтажников и грузчиков становятся причинами порчи шиферного покрытия. Отрицательные температуры, особенно после дождливой погоды, когда поврежденные шиферины с микротрещинами замерзают, приводят к появлению многочисленных растрескиваний. Это происходит в результате намокания треснутых листов шифера, и попадания в трещины влаги, превращающейся на морозе в лед. Последний увеличивает уже имеющиеся на поверхности микротрещины. При частых перепадах температуры трещины могут привести к тому, что шиферина просто расколется.

Важно: тщательно проверять приобретаемый асбестоцементный шифер на наличие видимых трещин после перевозки к месту его монтажа. Также можно избежать увеличения уже имеющихся на поверхности шиферин с помощью их окрашивания.

Ремонт шиферной крыши своими руками

Ремонт шиферной крыши своими руками включает выполнение нескольких вариантов таких работ: от разнообразных способов ремонта небольших повреждений — до полной замены шиферин на всей площади крыши.

Можно условно разделить проводимые работы по ремонту шиферной крыши своими руками на:

  1. Капитальные ремонтно-восстановительные работы, во время проведения которых меняется кровельное покрытие (полностью), стропиловочная система или ее детали.
  2. Частичное восстановление, когда с кровли снимают часть листов, с их заменой на другие — новые. Такие работы выполняют при имеющихся больших повреждениях кровельного покрытия – сколов, трещин. Во время проведения замены необходимо проверять целостность других конструктивных элементов, так как попадающая через трещины в шифере вода могла привести к повреждению стропилин либо слоя теплоизоляции.
  3. Косметические ремонтно-восстановительные работы — выполняются самостоятельно, путем заделывания различными способами всех имеющихся на шиферинах повреждений.

Для ремонта треснувших шиферин используются различные мастики на битумной основе, или изготовленные из обычного мела и олифы замазки.

Можно самостоятельно сделать состав для ремонта трещин из таких компонентов:

  • Асбеста – три части;
  • Портландцемента – две части;
  • ПВА-клей, который разводится с водой 50/50, или неразбавленная водоэмульсионка (морозоустойчивая).

Жидкую составляющую используют в таком объеме, чтобы полученный состав был по консистенции как густая паста. Состав для ремонта изготавливают небольшими частями, так как он быстрозатвердевающий.

Схема монтажа кровли из асбестоцемента (шифера)

Для заделывания широких трещин используется наклеивание тканевых заплат. Чтобы использовать тканевую заплату, место повреждения грунтуют, а потом наклеивают на слой густой по консистенции краски заплату из ткани. Ее размеры делаются больше самого поврежденного места на десять сантиметров. Сверху заплату закрашивают дополнительно краской в один слой.

Замена поврежденных шиферин

Перед заменой поврежденной шиферины с обеих ее сторон размещаются мостки, укрепляемые коньковыми скобами. Перпендикулярно мостков укладывается доска, по которой затем будут перемещаться работники, выполняя ремонт крыши.

Элементы крепежа нужно извлечь из листа или ослабить.

Важно: при демонтаже крепежа, под стальные инструменты, для избежания повреждения шифера, нужно подкладывать деревянные подкладки.

Шиферину, требующую замены, немного поднимают, а на ее место размещают новый лист, который равняют по нижней ее плоскости, и перемещают ее к коньковому брусу. После укладки и выравнивания листа, его закрепляют элементами крепежа.

Окрашивание шифера

В последнее время рекомендуют проводить окрашивание шиферной кровли, которое должно обеспечивать следующие защитные меры:

Окрашивание шиферного покрытия

  • защита негативных природных влияний;
  • препятствование росту мха, лишайников на поверхности шифера;
  • улучшение водоотталкивающих характеристик;
  • создание приятного внешнего вида кровельной поверхности.

Для окрашивания шиферной крыши нужно использовать акриловые красители (водно-дисперсионные), обеспечивающие равномерность покрытия кровельной поверхности, заполнение и закрашивание абсолютно всех имеющихся пор или микротрещин, очень тонкую и прочную пленку. Это позволяет значительно увеличить срок использования шиферной крыши.

Благодаря своей гидрофобности, краска препятствует впитыванию влаги, которая быстро удаляется с поверхности. Акриловые красители особенно эффективно использовать на плоских кровлях или на крышах с маленьким углом наклона.

В холодное период снеговые наносы с крашеной поверхности быстрее сходят, поэтому снижается нагрузка на стропиловочную конструкцию.

Алкидные красители обеспечивают хорошую защиту от света солнца, препятствуют появлению трещин, поверхность становится гладкой и красивой. Окрашивание выполняется в 2 слоя, при положительной температуре на улице от +5 градусов.

Покрытие кровли из асбоцементных листов славится своей долговечностью. Тем не менее даже при такой износостойкости полностью исключить повреждения шифера в процессе эксплуатации нельзя. Как правило, года через десяток–полтора на его поверхности можно обнаружить сколы или трещины.
Ремонт шифера может продлить эксплуатационный срок кровли примерно еще на десяток лет, поэтому вопрос, как отремонтировать покрытие, очень актуален. Когда-то ремонт кровли из шифера проводили с использование обычной масляной краской и полосками из ткани. Эффект такого вмешательства был кратковременным – всего несколько лет. Современные материалы делают способы по устранению повреждений значительно более эффективными.

Как заделать трещины

Когда шифер протекает, значит на покрытии есть трещины. Существует несколько достаточно простых способов, которые реально помогают восстановить его функциональные возможности. Все они доступны для самостоятельного выполнения, только нужно знать, чем заклеить шифер. Обычно это накладывание заплатки на поврежденный участок или использование герметика. Посмотрим, что нужно делать, когда протекает кровля, какой самый быстрый способ, как залатать крышу из шифера, чем склеить. Это особенно важно при плохих погодных условиях.

Рассмотрим наиболее распространенные технологии восстановления листов с повреждениями. Итак, лопнул, течет, шифер. Чем заделать, заклеить его? Простейший вариант – это асбестовая паста.

Пошаговая инструкция применения асбестовой пасты

Ремонтные работы рекомендуется выполнять на снятом с кровли изделии.

Приготовление состава

Смесь представляет собой состав, в который входят асбест и цемент, можно приготовить самостоятельно. В отдельной емкости перемешивают порошковые составляющие (асбеста берут в три раза больше) и добавляют взятые равными по объему воду и дисперсионный поливинилацетатный клей до получения однородной сметанообразной массы. Перемешивать смесь нужно очень тщательно, чтобы не образовались комочки. Работы с асбестовой смесью проводят в респираторе.

Если состав долго не используется, он теряет свои качества. Поэтому желательно замешивать его небольшими порциями.

Способ нанесения

Прежде чем заклеить шифер, подготавливают поврежденный участок:

  • убирают мусор;
  • промывают место повреждения и обезжиривают, к примеру, бензином;
  • в случае обыкновенной трещины, по всей ее длине закрепляют ленту из стекловолокна (серпянку), которая длиннее трещины самое меньшее на 5 см.
  • значительные повреждения или отверстия сначала заполняют, к примеру, сырой резиной или законопачивают, для большего эффекта волокнистый материал предварительно обрабатывают гидрофобными составами.

Асбестоцементный состав наносят на поврежденный участок постепенно, последовательными слоями по возможности равномернее. Общая толщина слоя должна достичь, по крайней мере, 2 мм. Когда заплатка высохнет, полученный шов обрабатывают наждачной бумагой.
Желательно, чтобы смесь значительно перекрыла зону повреждений.
Такой ремонт обеспечит защиту подкровельного пространства от проникновения влаги на 8–10 лет.

Использование фольги

Заплатка на крыше может быть из алюминиевой фольги, хоть от обычной шоколадки. На нее наносят универсальный клей и накладывают на поврежденный участок с изнаночной стороны. Чтобы углы заплатки не загибались, их закругляют. Соединение фольги и кровли получается прочным и будет надежно защищать кровлю от доступа воды.

Если трещина проходит по месту крепежа, то сначала ее заделывают фольгой и просверливают отверстие под крепежный элемент в другой части листа.
После проведенных работ демонтированный лист возвращают на место. Нельзя забывать о том, что обязательным требованием являются прокладки из резины под гвозди. Когда работа будет закончена, заплатку маскируют под тон кровельного покрытия. Краску наносят в сухую погоду, желательно использовать валик либо кисть. Лучшего эффекта можно достичь, если обрабатывать отремонтированный участок в два подхода с перерывом на просушивание первого слоя.

Эти способы намного удобнее, если выполнять их на снятом листе.

Ремонт асбоцементной кровли без демонтажа

Есть некоторые способы ремонта крыши из асбоцементного материала, для которых поврежденные листы не демонтируют. Эти работы выполняют непосредственно на кровле, поэтому необходимо обеспечить страховку.

Заделка трещин пастой из силикона

Трещины можно замазать пастой из силикона, которая отличается хорошей адгезией к асбоцементному покрытию. Поврежденный участок аккуратно очищают от пыли и мелких крошек асбеста при помощи щетки из металла. Затем его необходимо обезжирить. Для этого можно воспользоваться, скажем, ацетоном или особым растворителем. В щель трещины равномерным слоем засыпают асбестовую крошку.

Следующим шагом крошку заливают пастой из силикона, дают ей схватиться и закрашивают под цвет крыши. На эти работы уходит немного времени, а результат получается достаточно надежным.

Отремонтированные участки крыши закрашивают, как только схватывается силиконовая паста. Это необходимо из-за пористой структуры асбоцементных листов, в силу чего отремонтированная поверхность по краям быстро загрязняется.

Использование монтажной пены

Поврежденное место очищают и обезжиривают. Далее трещину задувают пеной, но не до конца. Ремонтируемый участок просушивают и обрезают по бокам излишки пены, после чего накладывают слой герметика. Работы завершают, покрыв восстановленную поверхность мастикой из битума.
Чтобы сохранить смолу жидкой, в разогретом состоянии в нее добавляют немного солярки. Получается своеобразный праймер. Нужную густоту смеси можно обеспечить, добавив обычный чистый песок.

Мастика для устранения повреждений

Листы, имеющие стыки, обрабатывают мастикой с армирующим наполнителем волнистой структуры.
В отдельной таре плавят небольшие кусочки битума. При этом образуются пена и примеси, которые в процессе удаляют. Плавление при 200–220°С продолжают до полного обезвоживания битума. Затем в небольшие порции расплавленного битума добавляют наполнитель, который предварительно разогревается до 110°С.
Мастика в горячем состоянии наносится на стыки шпателем или другим подходящим инструментом. В процессе нанесения материал приглаживают. Таким образом убирают излишки влаги и прочно утрамбовывают мастику.

Еще одним вариантом заделки трещин является использование самоклеящейся ленты из бутилкаучука. Он имеет исключительные адгезионные характеристики по отношению к любому основанию. После проклейки трещины образуется высококачественная накладка, исключающая попадание воды, устойчивое к любым атмосферным воздействиям, ультрафиолету, перепадам температур.

Чтобы повысить сцепляемость ремонтных материалов, трещины или сколы желательно праймировать клеем ПВА.

Устранение значительных повреждений

Возможно, что при инспекции кровли будет обнаружен лист, расколотый по длине, склеить его можно будет при помощи эпоксидной смолы. Сначала части листа скрепляют изнутри клеящей лентой, и только после этого щель заливают эпоксидной смолой.

Если же лист шифера оказывается сильно поврежденным, скажем, частично разрушенным или на нем образовалось внушительное отверстие, даже несколько, необходима его полная замена. Частичный ремонт старого шифера в этом случае малоэффективен. Он не только не обеспечит покрытию нужные характеристики, но и не остановит дальнейших разрушений и размокания.

Чем заделать трещину на шифере и как правильно произвести ремонт шиферной крыши

Шифер — асбестоцементный кровельный материал широкого спектра применения, пользующийся спросом на протяжении многих десятилетий.

Зарекомендовал себя как очень надежный, звукоизолирующий материал, часто используемый в современном строительстве.

Даже при появлении новых аналогов на ранке кровли, шифер остается самым популярным среди них.

Свойства шифера

Шифер изобрели более ста лет назад. Его используют в регионах как с жарким, так и с холодным климатом. Срок службы шифера достигает 50 лет, но в большинстве случаев 20-30 лет.

Атмосферные осадки практически не влияют на эксплуатацию шифера.

Одним из основных свойств шиферной кровли, является ее маленькая теплопроводность. Когда крыша дома нагревается от солнечных лучей, климат под шифером остается довольно комфортный. А в холодное время года, обладает хорошей теплоизоляцией.

Еще очень важное преимущество шифера – это хорошая звукоизоляция. В сравнении с металлическими кровлями, он прекрасно звукоизолирует удары града, дождя, и поэтому вы практически не будете получать дискомфорт от ливней и гроз.

ВАЖНО! Шифер — тяжелый и хрупкий материал, и это является его главным недостатком.

Недостатки материала

Причины разрушения шиферных листов

Асбестоцементный шифер — довольно хрупкий материал, и он часто повреждается при ударных нагрузках.

Часто возникают проблемы именно из-за не правильного крепежа, поэтому при установке очень важно соблюдать технику монтажа. Не следует пробивать листы гвоздями, а перед установкой нужно просверлить его в местах крепления.

Когда обрешетка выполнена грамотно — нет провисания и соблюден шаг обрешетки, тогда кровля будет служить долгие годы.

При эксплуатации шифер подвергается постоянному воздействию негативных факторов окружающей среды, что сказывается на состоянии кровли не лучшим образом.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Основные причины разрушения шифера при эксплуатации — это провисание от тяжелых снеговых масс. Также негативным фактором является застаивающаяся дождевая вода, падающие на кровлю ветки.

В следствии этого появляются микротрещины, которые в дальнейшем приводят к разрушению покрытия. Также шифер могут испортить растущие на нем мхи лишайники, они выделяют кислотосодержащие вещества, разрушающие его.

Как своевременно обнаружить дефекты покрытия

Протечки – очень нежелательные последствия нарушения кровельной системы. Они появляются от различного рода повреждений:

  • Биологических;
  • Механических воздействий;
  • Погодных условий.

С целью недопущения протекания кровли, время от времени необходимо делать осмотр шифера. Распространенными дефектами шиферных кровель являются сколы на поверхности и краях шиферных листов. Наиболее часто причины ремонта возникают из-за «старения» материала.

Ремонт шифера — чем заделать трещину в шифере на крыше

Если все-таки возникла необходимость в ремонте шифера, появилась трещина или щель, есть много способов ремонта.

Итак, как заделать дырку в шифере на крыше:

  • Первый способ: для заделывания трещин можно сделать специальный раствор, в его состав входит асбест, цемент, вода и клей ПВА. Вода и клей в соответствии 1:1, асбест и цемент 3:1. Размешать до пастообразной консистенции и нанести на трещину (предварительно трещину следует законопатить).
  • Второй способ: Можно использовать монтажную пену для задувания трещин. После того как пена затвердеет, лишнюю пену необходимо срезать, а по верху срез намазать герметиком и слоем кровельной мастики для гидроизоляции.
  • Третий способ: Алюминиевая фольга часто используется в качестве материала для заделывания трещин в шифере. Фольга складывается в несколько слоев, промазывается кровельным герметиком и прикладывается к области, которая повреждена.
  • Четвертый способ: Можно использовать специальную силиконовую пасту, но очень важно, чтобы поверхность была чистая, сухая и обезжиренная. После нанесения необходимо дождаться полного высыхания. Только при таких условиях будет гидроизоляционный эффект от нанесения.
  • Пятый способ: В продаже есть готовые смеси-шпатлевки, которые также используют для замазывания трещин и швов и стоит она дешевле силиконовой пасты. Для этого достаточно купить готовый состав. Поверхность также должна быть чистая, сухая и обезжиренная. Перед нанесением ремонтируемую поверхность нужно прогрунтовать обычной ремонтной грунтовкой. После нанесения подождать высыхания около шести часов, и при необходимости нанести еще несколько слоев смеси.
  • Шестой способ: Применяется также бутилкаучуковая лента. С ней легко работать, ведь ее поверхность сделана из нетканного материала, что хорош при необходимости окрашивания в дальнейшем. Она приклеивается практически к любому виду поверхности, хорошо выдерживает перепады температур и переносит негативное действие погодных условий.
  • Седьмой способ: Способ замазывания швов горячим битумом. Битум очень простой в применении. Для замазки необходимо взять кусок битума, разогреть на костре в специальной посуде, осторожно помешивая до 160 градусов. В этом состоянии его можно залить в щели.
  • Восьмой способ: Из проверенных народных методов самый лучший — это мел с олифой. Смешиваем, замазываем трещины, после высыхания красим масляной краской. Готово!

Ремонт каучуковой лентой

Ремонт битумной мастикой

ВАЖНО! Если же все перечисленные способы вам не помогли, или площадь, нуждающаяся в ремонте слишком велика, необходимо задуматься о замене листа или всего кровельного материала.

Чтобы заменить один лист шифера, необходимо:

  1. Открутить крепежи, которые удерживают лист.
  2. Сначала достаем поврежденный лист из-под соседнего листа, под него кладем брусок, который будет его временно удерживать.
  3. Далее крепим новый лист в специально подготовленные отверстия.

Когда замена одного или нескольких листов не решает проблему, или шифер слишком износился, то шиферное покрытие меняют полностью. Для повышения прочности абестоцементный шифер красят масляной краской.

Используют любую масляную краску, при этом можно покрывать как старые листы, так и новые. Краска, которой покрывается шифер, должна быть достаточно жидкая, чтобы ложиться тонким слоем и хорошо впитываться. При необходимости ее можно развести растворителем.

Для качественного ремонта обязательно очистите поверхность и обезжирьте ее. Грунтовка способствует хорошей сцепке материала, поэтому не стоит пренебреать данным этапом. Соблюдение этих простых советов поможет гарантировать долговечность произведенного ремонта.

Полезное видео

Ремонт шифера на крыше своими руками на видео: