Бани на Руси история

Иностранцев поражало, что русские предпочитают баню в качестве места общения. Как писал курляндец Яков Рейтенфельс, «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».

Практически в каждом доме на Руси была своя баня, которая топилась раз в неделю. Суббота считалась банным днем. Не работали даже присутственные места. Постройка бань разрешалась всем, у кого имелось достаточно земли. Указ 1649 г. предписывал ’мыльни строить на огородах и на полых местах не близко от хором’, чтобы избежать пожаров. В домашних банях мылись всей семьей.
Олеарий (немецкий ученый 1603-1671 гг.), совершивший путешествие в Московию и Персию в 1633-1639 гг., писал, что «русские могут выносить сильный жар, от которого они делаются все красными и изнемогут до того; что уже не в состоянии оставаться в бане, они выбегают голые на улицу, как мужчины, так и женщины, и обливаются холодной водой, зимою же, выбежав из -бани на двор, валяются в снегу, трут им тело, будто мылом, и потом снова идут в баню».

Однако дворяне и богатые люди отдавали предпочтения не домашним, а большим общественным баням, где люди всякого возраста и пола также парились и мылись вместе. Многие «просветители» и «моралисты» того времени называли общие бани главным очагом разврата. Хотя и в Европе в то время совместный помыв мужчин и женщин был делом обычным.

Сауна: история возникновения и эволюция

Сложно представить, что в таком небольшом государстве как Финляндия с численностью населения чуть больше 5 миллионов человек, саун насчитывается более 1 миллиона! Без традиционной парной с высокой – до 120 градусов, температурой воздуха и низкой влажностью, не обходится ни одно домовладение, а общественные бани работают с утра до позднего вечера. Для финнов посещение сауны всей семьей уже давно стало традицией – полезной, приятной и целебной!

История возникновения сауны

Кто и когда придумал финскую парную, точно сказать не сможет никто. Банные традиции северных народов имеют очень богатую историю, ведь в условиях сурового климата парная служила местом не только для принятия водных процедур. В ней можно было спастись от холода, хорошо согреться, отдохнуть и набраться сил, здесь лекари проводили хирургические операции, а женщины рожали детей.

Относительно истории появления сауны существуют разные старинные легенды. В одной из них говорится о том, что однажды сквозь крышу в жилище финна просочились капельки дождя и, упав на раскаленные камни домашнего очага, превратились в легкий пар. Он распространился по всему дому, наполняя его теплом и приятным ароматом. С этого и начались традиции целебной финской бани!

Эволюция финской бани

В виде помещения, обогреваемого с помощью печки-каменки и обшитого внутри деревом, сауна существует относительно недавно – примерно с XVI века. Однако судя по сохранившимся древним письменам и фольклору, можно сказать, что «возраст» таких бань превышает 2000 лет! Самые древние, о которых упоминал еще древнегреческий историк Геродот, имели вид переносного шатра. Внутри него ставили чан с водой, в который затем бросали раскаленные на костре камни.

Со временем сауны стали устраивать в вырытых землянках, внутри же размещали и печь с камнями. Она была без дымохода, а для удаления дыма из помещения в крыше просто делали отверстие. «Черные» от оседающей внутри сажи бани просуществовали очень долго и только в XVIII веке их стали оснащать дымоходами. Это снизило риск возникновения пожаров, а помещения стали быстрее и лучше прогреваться.

Современные печи появились в 30-х годах прошлого века, они устроены так, что камни долго сохраняют тепло, потому что они отделяются от огня стенками из металла. Одной из самых значимых вех в развитии сауны стало создание электропечей, которые нагревают камни буквально за несколько минут, не выделяя при этом дыма или сажи. Однако многие финны и сегодня предпочитают строить парные по старинным традициям – с дровяной печью.

Посещение парной избавляет от многих болезней, снижает вес, лечит депрессию, снимает усталость, оно благотворно влияет не только на тело, но и душу, поднимая настроение и позволяя на время забыть о житейских заботах и суете. Ведь не зря жители Финляндии говорят, что «в сауне слезы высохнут, а плохое настроение сгорит»!

История создания бани очень стара и богата интересными фактами. Многие современные бани как и само устройство бань идентично и во многом совпадает с банями глубокой древности. Уже тогда на заре цивилизации, люди понимали всю важность оздоровительных процедур, производимых с помощью воды и пара.

Бани различались не только по типу конструкции. В зависимости от нации, строящей баню, совершенно неодинаково была и церемония ее посещения (Строительство бань и саун под ключ).

История происхождения русской бани

Русская (славянская баня) упоминалась еще в древних восточнославянских мифах, а также в летописях. В литературных памятниках, дошедших до наших дней, говорится о том, что баней пользовались древнеславянские боги, черпая там свою волшебную силу; даже происхождение человека, по представлениям древних русичей, тесно связано с баней.

Идея о строительстве славянами бани во многом была перенята у соседних восточных и западных народов, которые в свою очередь пользовались опытом древних греков, римлян и арабов. Не исключено, что строительство бань славяне переняли у скифов. У скифов бани представляли собой некое подобие юрты.
В такой юрте устанавливали длинные жерди, наклоняли друг к другу верхними концами, а на них натягивали войлок. Посредине бани ставили огромный чан, до половины наполненный горячей водой, а в него бросали раскаленные камни. На камни сыпали семена конопли. И поднимался такой сильный и душистый пар.

Сохранилось интересное свидетельство о том, что монахи в Печерском монастыре задумали построить бани по принципу древнегреческих и принимать там лечебные процедуры. Такие бани стали называться заведениями «для немогущих» и это название отразилось в Уставе великого князя Владимира 966 г. Немного позже, в 1091 г., по тому же принципу в Переславде епископ Ефрем добился постройки «греческих» лечебных бань. В которых самолично «пользовал» страждущих.

Древней русской бани существовало много названий: мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня. Название «баня» — более позднее. Пошло оно от латинского наименования. Русская баня безусловно. Отличалась от подобных восточных заведений, что заметил арабский писатель Абу-Обейд-Абдаллахал Бекри, посетивший в то далекое время древних русичей. В своих путевых заметках он довольно подробно описал «дом из дерева», проконопаченный «некой материей, которая образуется на деревьях», имея в виду мох или паклю.

Печь, по его словам. – это «очаг из камней», который русичи «раскаляют» и «поливают водой». Березовый веник – «связка сухих ветвей. Которой.. приводят в движение воздух и притягивают его к себе». И тогда «… открываются их поры. И исходит излишнее из их тел, и текут из них реки». Как видно, восточный путешественник довольно точно описал простейшую деревенскую баньку, а также способ париться веником и даже «результат» этого действия: «и текут из них реки».
Со временем древние славяне начали строить бани из камня. Так существует летописное свидетельство, что первая каменная баня была построена в Переславле в 1090г. Русь сумела сохранить свою любовь к бане даже в те времена, когда войска монголо-татар стремились поработить вольных русичей. Известно, что сами «поганые» татары прочуяли вкус к русской баньке и им пришлось по душе купание в ледяном проруби.

Известно, что сам Петр I очень уважал русскую баньку и был большим охотником попаритться. Многих своих сил положил он на возведение Санкт-Петербурга – первой русской столицы. За постройку бань в Петербурге государственная казна не брала пошлин! Мало того, построить баню мог всякий желающий. Важно было построить их «по возможности каменными и подальше от жилых кварталов».
Начатое Петром I повсеместное распространение русских бань получило развитие и в дальнейшем. Так, например, в царствование императрицы Елизаветы Петровны придворный врач, испанец по происхождению, Антонио Нуньес Риберо Санчес начал писать специальную книгу о российских банях. Издал он ее в 1774г. в Париже, где прожил последние годы своей жизни. Книга называлась «О парных российских банях, поелику споспешествуют оне укреплению, сохранению и восстановлению здоровья».
Как пишет автор, хоть в русских банях гораздо меньше роскоши, чем, скажем, в тех же римских термах, но россияне «производят в одной комнате то, что римляне делали, а турки и восточные жители и поныне производят в четырех или пяти». Очень большое значение при этом автор придает качеству банного пара и способу его подачи: «Сие возобновление паров чинится каждые пять минут. В римских, турецких банях пар идет оттого, что поливают горячий пол, под которым идут трубы. Но как они не переменяются свежим воздухом, то и легко заключить можно, что эти бани имеют недостатки, каковые в российских совсем отвращены».

Со временем в таких крупных городах, как Петербург, Москва, бани каменные и просторные стали потихоньку вытеснять маленькие бревенчатые срубы. И это было вполне естественно, т.к. прирост населения требовал, чтобы все граждене могли воспользоваться услугами этих санитарных и лечебных заведений. В той же Москве крупных бань было около 60. Причем они имели свой постоянный круг посетителей. В каждой собиралась постоянная публика, которая предпочитала традиции именно этой бани и ни за что не променяла ба свой «банный клуб» на какой-то другой. Имелись свои бани для каждого сословия: для дворян. Московской интеллигенции, купечества, среднего сословия и, наконец, для простонародья.

Самыми большими и престижными считались две бани: Центральные и Сандуновские. Кстати, название пришло к ним много позже, а тогда бани, расположенные на этом месте, называли банями Ламакиной – их хозяйки и устроительницы. Обе бани стояли у реки Неглинной и были деревянными. В центральной мылось и лечилось простонародье: мелкий торговый люд, грузчики. Возчики, кузнецы. Пеблика в банях Авдотьи Ламакиной была «родовитее». Бани отличала интересная особенность: каждый мог сам для себя брать из Неглинки воду для мытья при помощи специального «журавля».

Особенности устройства и конструкции первых русских бань

Первые руские бани устраивались в небольших деревянных избенках с трубой или без трубы. Те бани, где печь не имела трубы, топилась «по-черному». То есть вся копоть и сажа осаждались на стенах такой вот избенки, и именно вдыхание такого сухого «черного» пара, который осаждался также на кожу. Считалось целебным и полезным для здоровья.

Такие бани имели предбанник, где стояли кадки с чистой водой. Ей обливались после посещения парной. Бани с трубой более напоминали современные русские бани – в них имелся выход для сажи и излишнего горячего пара, таким образом воздух в таких банях был куда чище и мягче. А кадки с водой стояли и нагревались прямо в парной.

Известен на Руси и еще один вид бани. Она называлась «домашней» или «печной». Распространена такая баня была в бедных семьях, не имеющих отдельной постройки, а также у жителей тех районов России, где был дефицит лесного массива, например в степи. Вместо банного простора с предбанником, лавками, полками и каменной баней служила обыкновенная русская печь. Обязательно имевшаяся в каджой избе для приготовления пищи, а в холодное время года – для отопления жилища, она специально строилась большой и вместительной. Внутреннего пространства русской печи хватало на то, чтобы в ней мог поместиться один, а то и два человека.
Для начала домашнюю печь хорошо топили. В хозяйстве всегда находилось то, что можно было приготовить впрок – например, испечь пироги, хлеб. От этого и создавался особый хлебный запах в печи – вкусный хлебный дух. который потом окутывал тело парящегося. Сначала печь как следует убирали, выметая из нее сажу, угли и прочий сор, а потом настилали внутри свежую солому.
Приведя все в порядок, ст авили в самую глубину печи бадью с горячей водой, клали в нее веник, а также связанные пучки соломы или луговых трав. Затем закрывали печь заслонкой, чтобы не ушел лишний жар, и начмнали процедуру парения.

Технология строительства русской бани

Устройство бань фактически оставалось неизменным в течение долгого времени, осталось оно таковым и по сей день. Конечно, время и технологии накладывают свои отпечатки, но основа остается прежней. Изначально бани представляли собой небольшую деревянную избушку, срубленную из цельных бревен — в лесной зоне или глиняную хату в степной зоне. Баньки старались ставить около водоемов, чтобы не испытывать трудностей с водой. В старину устройство бани по черному было таковым: примерно треть всего помещения занимает очаг-каменка. Внизу, в нише камней, разжигается огонь, который нагревает положенные сверху камни, а также отапливает помещение бани. Когда камни раскалятся, огонь прогорит, жар выгребают, помещение проветривают лавки вымывают, баню настаивают и парятся, поливая камни водой, чтобы образовывался пар.

Первые бани делались даже без педбанника, максимум холодные сени, где и раздевались. В бане мылись, парились, нежились, процедуры проходили долго Поэтому температура в таких банях была невысокая и редко доходила до 60*С. Основной прогрев был от камней путем получения с него пара.
Домик под баню выстраивался одинаково и был очень небольшим. В нем было всего только две маленькие комнаты с довольно низким потолком. Высота потолка соответствовала росту взрослого мужчины. Небольшие размеры бани позволяли как следует ее протопить. Главное отличие бани, которая топится по-черному, от всех остальных — это отсутствие дымохода.

Дверь в баню делалась очень крепкой, без щелей. Для того чтобы она плотно закрывалась и не было сквозняка, перед дверью делали деревянный приступок. Первая комната этого дома-бани называется предбанником. Его оборудовали с максимумом удобств. В предбаннике стояла скамейка и вешалка для одежды. Предбанник по размерам значительно меньше самой бани, от которой его отделяла тонкая деревянная перегородка. Такую перегородку предпочитали делать из липы или сосны. В перегородке сделана дверь, которая плотно закрывалась, препятствуя тем самым проникновению дыма и пара в предбанник.
В одном из углов бани находилась печь, на которой лежали большие круглые камни-валуны. Рядом с печью стояла кадка с большим запасом воды. В бане имелось одно маленькое окошко, и оно располагалось над печкой. Таким образом, баньку можно было проветривать по необходимости. Как уже говорилось, печь в черной бане была без трубы, так что дым и копоть поступали непосредственно в парилку. Естественно, после первой же попытки истопить баньку таким способом стены и потолок парной становились закопченными, и копоть эта совершенно не поддавалась удалению. Вот за этот черный цвет стен и потолка стали баню называть черной. После того как баня натопится, все окна и двери открываются для того, чтобы дым вышел наружу и воздух в парилке стал свежее.

Для мытья волос сначала использовалась древесная зола! Вернее, не сама зола, а так называемый щелок, который изготавливали из золы. Только потом стали мыть голову яйцом, именно этот древний способ сохранился до наших дней. И сейчас многие красавицы, желая сохранить красоту и блеск волос, по старинке моют их яйцом. Это ли не лучшее подтверждение мудрости наших предков, когда современный человек продуманно отказывается от модных патентованных косметических средств, предпочитая им средства народные, испытанные веками!
Если мы захотим проследить весь «путь» развития русской бани, то будет он вот каким: сначала — русская печка, в которой могли париться после приготовления пищи и печения хлебов. Затем тесное печное устье «расширилось» до размеров землянки, которая отапливалась по-черному. Каменки как таковой еще не появилось, вместо нее в центре землянки громоздилась груда камней, на которую и плескали воду. Дым выходил не только через входное отверстие землянки, но и через щели в крыше. Потом тесная и низенькая землянка «подросла», став небольшим домиком, наполовину вкопанным в землю. Такие черные бани отапливались печками и в них уже была отдельная каменка и несколько полков. И только уже после этого русичи стали оснащать свои черные бани печными трубами, чтобы дым не скапливался в парилке, а выходил наружу. Так появились бани белые, — сначала деревянные, а потом и каменные.

Но с появлением белой бани черная баня не сдала своих позиций — они стали существовать одновременно. И по сей день во многих деревнях можно встретить бани, которые топятся как по-белому, так и по-черному. Русские всегда были весьма демократичны и поэтому старались учитывать интересы всех жителей деревни, села или города, строя бани двух типов. Ведь до сих пор есть люди, которым баня, топленная по-черному, нравится гораздо больше. Они утверждают, что пар в черной бане более душистый и полезный, чем в белой, потому что только в бане, топленной старинным способом, сохраняется особое, какое-то древнее ощущение домашнего уюта и тепла.

Наверно, именно эти чувства испытывали первобытные охотники, возвратившиеся с охоты: все тяготы позади и наконец-то можно расслабиться и отдохнуть, наслаждаясь покоем. А современному человеку, которого цивилизация избавила от суровой необходимости бороться с дикими зверями и со стихией за свое существование, иногда бывает просто необходимо ощутить себя древним охотником и воином, способным к тяжелому физическому труду. Ведь что греха таить, наши современники-мужчины стали более изнеженными по сравнению со своими мужественными предками.
А черная банька своими первобытными ощущениями, видимо, будит в них какую-то родовую, генетическую память, которая как бы возвращает их в те суровые времена. И это так здорово! Ненадолго ощутив себя воином, мужчина старается сохранить в себе это чувство: когда он знает, что от его храбрости и решительности многое зависит, он ведет себя совсем по-другому. Он и в самом деле становится более мужественным, в нем появляется какое-то особое спокойное достоинство, та брутальность, которая постепенно утрачивается в нашем рафинированном, цивилизованном обществе. Это точно. Проверено на практике!
А кроме того, после такой бани и с телом что-то происходит: оно становится послушнее, гибкость и грация какие-то почти звериные появляются, да и весь организм лет на десять молодеет! Удивительно! А медики нашли научное объяснение «живительным» свойствам черной бани: оказывается, дым содержит особые антисептические вещества, уничтожающие болезнетворные бактерии и микробы. Вот почему черная баня так полезна.

Воздух в такой бане всегда насыщен кислородом. Он не менее жаркий, чем в бане, которая топится по-черному, но не такой жгучий и терпкий. В такой бане в воздухе практически не чувствуются продукты горения, а главенствуют только ароматы дерева, веника и лечебных отваров.
Не вызывает сомнений тот факт, что без бани, которая топится по-белому, не обойтись тем, кто испытывает из-за каких-либо болезней трудности с дыханием. Чистый ароматный пар такой бани действует на легкие очищающе. Дыхание в ароматной бане подобно ингаляции. Такие бани и стали прототипами современных бань, которые унаследовали от традиционных русских бань их лечебную силу. Среди любителей бани очень много творческих и изобретательных людей, которые используют свои знания для того, чтобы максимально приблизить древнюю конструкцию бани к современным условиям. А это очень актуально, ведь все чаще люди пользуются не баней, а ванной или душем.

У большинства людей сейчас мало возможности иметь свою деревянную баньку. Но государство оказывает поддержку при строительстве общих бань. На многих предприятиях, при стадионах и в домах отдыха имеются первоклассные бани. Они обшиты деревом и дают прекрасный пар. Нередко под бани оборудуются здания, изначально не предназначавшиеся для этих целей.

Существуют бани в подвальных помещениях, каменных зданиях. В таких случаях несколько труднее добиться настоящего ядреного пара, особенно если стены бани выложены кафельной плиткой. Кроме этого, в общественных банях обычно собирается много людей.
Испарение от множества разгоряченных тел влияет на влажность воздуха. Бани с повышенной влажностью переносятся человеком сложнее, чем сухие бани. Температура в них не велика. Конечно, парной эффект в таких банях остается сильным, но коже труднее очищаться и «дышать». Часто встречаются общественные бани, в которых нет каменки, а пар поступает в парную по трубе из подсобного помещения, где топится печь. Техническая доставка пара в парную — детище цивилизации. Она хороша тем, что движением вентиля Вы можете уменьшить или увеличить подачу пара.

Многие люди очень любят баню, но общественные бани не приносят им желаемого удовольствия. Таким людям не стоит расставаться со своей мечтой о собственной бане. Попробуйте найти выход: соорудить баню, исходя из своих средств и территориальных возможностей. Умы многих инженеров занимала конструкция современной бани. Так и появились варианты устройства бани в условиях городской ванной комнаты. При определенном старании и мастерстве выполнения баня в городской квартире может быть прекрасного качества. Во-первых, Вам стоит подумать об обшивке стен в ванной комнате. Для этого можно приспособить березовые доски.

Сбейте из досок съемные щитки. Таким образом, Вы сможете превращать ванную комнаты в баню, «одев» стены в ароматное дерево. Во-вторых, смастерите деревянный полок и вмонтируйте его в стену над ванной. Вы можете сделать полок съемным или складным.
Без каменки в настоящей бане не обойтись. В городской квартире это тоже можно устроить. Установите мини-электропечь на одном уровне с полком. В металлическую посуду положите нужное количество круглых камней и поставьте на электропечь. Тепло от нагревшейся печи воздействует на камни. Сбрызгивая раскаленные камни водой, Вы получите настоящий пар.

В случае с мини-электропечью Вам следует быть особенно внимательным и осторожным.
При организации такой бани следите за безопасностью и исправностью электропроводки и розетки. «Оголенный» контакт при соприкосновении с водой может стать причиной замыкания и даже пожара. Штепсельные розетки и выключатели абсолютно не подходят для такой бани. Они чересчур опасны. Для того чтобы избежать серьезных проблем во время проектирования и строительства бани, обращайтесь к услугам специалистов противопожарной службы.

Воздуху городской бани можно придать душистый и целебный аромат растений, если поместить у потолка букет трав. Вы также можете залить отвар трав в ванну.
Целебный аромат, поднимаясь, будет воздействовать на Ваше тело и облегчать дыхание. Еще один способ попариться в городской ванной комнате достаточно прост, но эффективен при некоторых заболеваниях опорно-двигательного аппарата или при желании избавиться от лишнего веса. Для этого Вам потребуются две деревянные рамы. Они должны быть сбиты «решеткой». Одна из них послужит лежанкой. Вторая будет выполнять функцию спинки сидения. Рамы должны повторять форму ванны и прочно закрепляться в ней. В ванную наберите небольшое количество горячей воды — примерно 5-6 литров. Раму, сделанную «решеткой», закрепите на расстоянии 20-25 см от воды.
На этой раме и размещается желающий попариться. Под спину и голову устанавливается вторая рама. Таким образом человек находится над водой, которая парит. В завершение этой банной конструкции Вам нужно накрыть ванну толстым полотном. Сделайте это тщательно, так, чтобы не было утечки пара. Таким образом, только голова не парится в такой экстравагантной бане.
Пар в замкнутом пространстве ванны достаточно терпкий, и это усиливает целебное воздействие бани на Ваше тело. Предложенная конструкция достаточна экономна. Конечно, с настоящей баней она не сравнится, но все же кое-что!
Настоящая русская баня сейчас большая роскошь. Растапливать печь дровами или углем желающих осталось мало. К тому же большинство людей имеет баню на даче. Поэтому времени на «банные приготовления» у них немного. Ускорить процесс нагревания бани можно с помощью новых технологий. Возможно, именно из-за того, что большинство бань сейчас работают на электричестве или на газе, попариться в баньке, натопленной по-черному, удается только в деревнях. Там еще живы традиции и знание, что «черная» баня моет по-белому.

Дачные баньки — тоже неплохой выход из «банного» кризиса. Баня на даче может быть совсем крошечной, рассчитанной на то, что в ней будут париться 2-3 человека. Состоятельные люди могут позволить себе грандиозное банное сооружение с комнатой отдыха, бассейном, душевой и др. Вы можете построить отдельный банный домик или разместить баню под одной крышей с дачей. Материал для строительства бани Вы можете использовать любой, исходя из собственных соображений на этот счет. Деревом достаточно обшить парную, и тогда аромат дерева станет духом Вашей бани

.Так же Вы сможете избежать проблем с повышенной влажностью воздуха. Небольшая баня строится в русских традициях: предбанник и парная. Более расширенный вариант бани включает в себя большее количество помещений, первое из которых — это прихожая. В этой комнате снимают уличную обувь и верхнюю одежду. Следующая комната — предбанник, или раздевалка. Здесь человек освобождается от нательного белья. Из предбанника путь один — в баню непосредственно. В некоторых случаях она устраивается с учетом всех банных пристрастий хозяина. В центральном зале такой бани средняя температура и незначительный пар. Стоят скамейки или лежанки. В этой комнате можно помыться. Массаж тоже лучше делать здесь, потому что температура воздуха здесь очень подходящая для этой процедуры.

Отсюда можно попасть в кабину сухого жара и пара. Парильня обогревается горячим воздухом, он поступает по трубам и регулируется вентилем. Кроме этого, в парильне стоит каменка, которая нагревается при помощи электропечи, так что при желании всегда можно поддать парку. Замечательная русская традиция — окунаться после бани в холодную воду — реализуется и в современном варианте бани. По возможности можно устроить при бане бассейн. Его конструкция должна позволять Вам часто менять воду в бассейне.
Также он должен иметь систему подогрева — это поможет Вам создать нужную температуру воды в бассейне. Кроме бассейна или вместо него Вам следует построить при бане душ. Для него соорудите специальную душевую кабинку с подачей холодной и горячей воды. Очень удобно в душе пользоваться краном-смесителем, который позволяет принимать душ с водой нужной температуры.

Комната отдыха является местом приятного времяпрепровождения после бани. Устройство этой комнаты остается приоритетом хозяина. Без чего Вы не представляете себе отдыха после бани? Телевизор, холодильник с пивом, самовар, диван и многое другое может оказаться в комнате отдыха по Вашему желанию. Время не оставило баню без технических изменений. Свойства бани остаются прежними, а сама конструкция изменяется, в деталях приспосабливаясь к новому времени. Это касается не только массы удобств, которыми современный человек привык себя окружать. Изменения произошли и с печью. Не все стремятся сделать процесс нагрева бани газовым или электрическим. Остались и те любители попариться, которые отдают предпочтение печи.

Современный вариант банной печи усложнился за счет деталей. Топка обязательно имеет поддувало, что позволяет легко убирать из печи пепел. Поддувало стало значительно длиннее, чем было раньше. Оно обеспечивает также тягу, без которой огонь в печи был бы слабее. Камеры с камнями, которые служат для получения жара, защищены слоем песка.

Песок предохраняет камни от быстрого остывания, уменьшает потерю тепла. Строение дымохода бани очень похоже на комнатную конструкцию дымохода. Различие лишь в том, что выемка дымохода над самой печью делается шире и заполняется камнями. Чем больше камней, тем жарче парить будет банька.

Печь издавна клали мастера-печники. И сейчас такие специалисты не перевелись. Поэтому, если Вы не причисляете себя к мастерам печного дела, обратитесь за помощью к человеку, знающему это тонкое дело.

Порой незнание точной технологии строительства бани приводит совсем не к тем результатам, которые ожидались. Так что, отстраивая баньку на своем дачном участке, надо постараться предусмотреть все неожиданности и не фантазировать с технологией строительства, а четко следовать инструкциям специалистов и всегда помнить народную мудрость:

«КТО ДЕЛАЕТ НА АВОСЬ, У ТОГО ВСЕ ХОТЬ БРОСЬ»

«СКОРЫЙ ПОСПЕХ ЛЮДЯМ НА СМЕХ. ХРАБРЫЙ ДАНИЛО И КУЕТ, И ДУЕТ, И САМ НЕ ЗНАЕТ, ЧТО БУДЕТ»

Зато уж отстроив баньку, можно будет со спокойной совестью собирать банные принадлежности и топить ее пожарче, как говорится, «под первый заход».

Бани древней Руси и России

Баня — мать вторая: кости расправит, все дело поправит. (русская пословица)
Первые бани на Руси На Руси бани были известны с самой глубокой древности. В своих летописях Нестор относит их возникновение к первому столетию нашей эры, когда св. Апостол Андрей, проповедуя в Киеве евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо — парившихся в бане. По описанию Нестора люди, парившиеся в бане, похожи
были по цвету кожи на сваренных раков:»…Накалив печь в деревянных банях, туда входили нагими и там обливались водой. Потом брали розги (веник) и начинали себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми. Затем, окатив себя с головы холодной водой,
оживали». Нестор в своей летописи заключает: «Ни кем не будучи мучимы, сами себя
мучили, и совершали не омовение, а — мучение».

…Водные процедуры в виде купания, обливания и парения с
похлестыванием веником по телу широко использовались и славянскими
племенами Древней Руси. Из древних летописей мы узнаем, что на Руси баня
появилась задолго до крещения славян. Одни историки полагают, что баня на
Русь завезена, якобы, арабами или спартанцами. Другие историки-археологи
предполагают, и вполне обоснованно, что русская баня является собственным
изобретением славян. В подтверждение последнему говорит совершенно особый,
не похожий ни на какой другой, ритуал мытья славян.
Но некоторые исследователи утверждают и обратное — что первая баня
проделала путь на Север через славянские племена с Востока. Еще
древне-греческий ученый и путешественник Геродот писал о том, что скитяне,
у которых были бани в виде шалашей, получали пар, бросая на горячие камни
конопляное семя. Есть у Геродота упоминание и о том, что еще скифы после
погребения покойника очищали себя парной баней.
Византийский историк Прокопий Кесарийский, живший в V в. н.э. пишет,
что баня сопровождала древних славян всю жизнь: здесь их омывали и в день

рождения, и перед свадьбой, и… после смерти.
«И не имеют они купален, но устраивают себе дом из дерева и
законопачивают щели его зеленоватым мхом. В одном из углов дома устраивают
очаг из камней, а на самом верху, в потолке, открывают окно для выхода
дыма. В доме всегда имеется емкость для воды, которой поливают
раскалившийся очаг, и поднимается тогда горячий пар. А в руках у каждого
связка сухих ветвей, которой, махая вокруг тела, приводят в движение
воздух, притягивая его к себе… И тогда поры на их теле открываются и
текут с них реки пота, а на их лицах — радость и улыбка». Так писал о
древних славянах один арабский путешественник и ученый.
На Руси в баню ходили все В летописях X-XII веков часто упоминается о
банях на Руси. Бани в те далекие времена наши предки называли по-своему:
мовь, мовня, мовница, мыльня, влазня и др.
Из летописи 966 г. мы узнаем:
…В уставе князя новгородского и Киевского Владимира, который ввел на
Руси христианство, и названного в народе — «Красное солнышко», бани
именовались заведениями для немогущих. Это были, своего рода, народные
лечебницы, по всей вероятности, первые на Руси.
В 1091 году епископ Ефрем, в последствии — Киевский митрополит, повелел
«заводить строение — банное врачево и всех приходящих безмездно (т.е.,
бесплатно. Авт.) врачевать». В эти же годы монах Киево-Печерского
монастыря Агапий, прославившийся как искусный врачеватель, исцелял больных
травами и баней. По монастырскому уставу больных полагалось мыть в бане
три раза в месяц.
В Лаврентьевской летописи, составленной в 1377 году, упоминается о бане
при дворе Княгини Ольги. Интересно название этой бани — «истобька».
Наверное, образовано от слова — истопить?
Известный деятель, историк и ученый России Карамзин в своем труде
«История государства Российского» приводит свидетельство иноземных
путешественников, побывавших на нашей земле в древние времена:
…»Житель полуночных земель любит движение, согревая им кровь свою.
Привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется…
Презирает непогоду, свойственную климату северному… Закаляется своей
огненной баней».
В летописях XI-XII в.в. упоминается водопровод, построенный для
«Ярославова дворища». Московские князья брали воду для бани из Москвы-реки
или из реки Неглинной. Позднее, в начале XVI в., по приказу Ивана Каметы
проложили от реки вглубь берега за стены Кремля дубовую трубу и подавали
воду к глубокому колодцу-тайнику, из которого уже бадейками ее разносили
куда нужно.
Почему урусуты здоровые и сильные?
Зимой 1237 г. внук Чингисхана Батый подошел со своей конницей к Москве.
Его взору предстали бревенчатые срубы у реки, из которых валил густой пар.
Оттуда часто, второпях, выскакивали люди нагишом, бросались в ледяную
прорубь и окунались, иные же — валялись в сугробах снега.
Вот как описывает этот исторический эпизод писатель и историк Василий
Ян в романе «Батый»:
«Бату хан метнул плетью на срубы:
— Что делают эти безумцы?
— Эти домики называют мыльни, — объяснил толмач. — Там жители Мушкары
(Москвы) бьют себя березовыми вениками, моются горячей водой и квасом,
затем — окунаются в проруби. Это очень полезно для здоровья. От того
урусуты (русичи) такие сильные».
Еще в первой половине XII века внучка киевского князя Владимира
Мономаха — Евпраксия, с детства увлекаясь народной медициной, обратила
внимание на пользу для здоровья русской бани. Собирая различные, полезные
для человека, целебные травы, она приготовляла из них отвары и лечила ими
не только знатных людей, но и простых крестьян. «Леками людям добро
делала», — говорили о Евпраксии в народе, за что ее и прозвали Добродеей.
В возрасте пятнадцати лет она была просватана за Византийского
царевича. Переехав к мужу в Царьград, Евпраксия изучила за короткий срок
греческий язык, зачитывалась книгами греческих ученых:
Гиппократа, Галена и Асклепиада. Со временем, став выдающимся врачом
своего времени, она собрала и изучила многочисленные рецепты народной
медицины, боролась за соблюдение чистоты людьми, без чего «не быть
здорову». Евпраксия уже тогда говорила об «особенности»
русской бане, ее пользе, которая «предохраняет от болезни и укрепляет
тело».
На основании статьи Журавлева Василия Никифоровича —
«Щедрый пар — путь к здоровью и долголетию».

Баня

У этого термина существуют и другие значения, см. Баня (значения). Исторически значимые Сандуновские бани в Москве

Ба́ня (из праслав. *ban’a < вульг. лат. *bāneum < класс. лат. balneum/balineum < др.-греч. βᾰλᾰνεῖον) — помещение, оборудованное для мытья человека с одновременным действием воды и горячего воздуха (в турецких и римских банях) или воды и пара (в русской и финской бане). Часто в это понятие вкладывается весь комплекс действий, осуществляемых человеком в бане или связанных с ней.

Круглые бани в Санкт-Петербурге

История

У различных народов мира можно найти свои уникальные традиции в строительстве бань и в пользовании ими.

Бани древних и первобытных народов

По описанию древнегреческого историка Геродота, походные бани скифских племён напоминали юрты: связанные верхними концами жерди обтягивали сверху войлоком. Отвар или семена трав, брошенные на раскалённые камни, создавали дым и пар, которые в некоторых случаях имели наркотические и галлюциногенные свойства:

… скифы, взяв семена конопли, подлезают под войлок и раскидывают затем семена поверх раскаленных на огне камней; брошенное курится и получается такой пар (дым), что никакая уж эллинская парильня не превзойдёт этого. Скифы, восхищенные подобной парильней, громко ликуют. Это служит им вместо омовения, ибо они вовсе не моют тело водою.

Некоторые индейские племена Америки, такие как племя лакота, с древних времен и по сей день пользуются ритуальной баней, которая представляет собой конструкцию из прутьев, покрытую шкурами. Она предназначается для общения с духами предков и называется инипи. В центре ее земляного пола имеется углубление для нагретых камней. Камни раскаляют снаружи на костре и заносят вовнутрь специальными сетками из прутьев. Пар получают поливанием травяного настоя на горячие камни. Травы и грибы, которые применяются для приготовления этого настоя, имеют галлюциногенные свойства. Цель ритуала инипи — ввести присутствующих участников в состояние наркотического транса, сопровождаемого иллюзорными видениями.

Римская баня на картине Л. Альма-Тадемы, 1909 г. Руины терм в Дионе, Греция (видна система подогрева полов)

Считается, что комфортабельные бани строили в странах Древнего Востока — Индии, Китае, Египте. В Китае XVII в. были «мылни торговыя каменныя с теплыми водами, и в них лекари». Учёные утверждают, что в Древней Греции врач Гиппократ половине больных прописывал банные процедуры. После завоеваний Александра Македонского в Древней Греции, а затем и в Древнем Риме распространились бани восточного типа с горячими полами.

Римские бани

Основная статья: Термы

В римской бане (терме) было несколько комнат: аподитериум, предбанная комната, служила для раздевания. В тепидариуме, теплой комнате с температурой 37-40°, находился первый бассейн. В лакониуме (жаркая комната) и каллидариуме (парная комната), температура достигала 60-85 °С. После парной следовал фригидариум, охлаждающе-ароматическая комната с холодным бассейном. В лавариуме проводились массажные процедуры, обтирание маслами, обливания.

В крупных общественных банях действовала система центрального отопления с подогревом пола и стен — гипокауст (hypocaustum). Бани содержали не только массажные кабинеты и общие бассейны. В крупных банях находились так же библиотеки и гимнастические залы, поскольку они считались своеобразными центрами общественной жизни.

Баня и гигиена в средневековой Европе

Банщицы на миниатюре из Библии короля Богемии Вацлава IV (ок. 1389 г.)

Из-за общего упадка материальной культуры огромных роскошных терм, как в древнем Риме, у европейцев раннего Средневековья не было. Так, термам города Рима пришел конец, когда в VI в. осаждая Рим, готы разрушили римские водопроводы, хотя некоторое количество древних римских терм продолжало работать в средневековой Италии, например в Поццуоли и Салерно. Крупные древние термы сохранились также в Константинополе и других крупных городах Византии. В некоторых городах, например, в бывшем римском курорте Бате в Британии продолжали действовать знаменитые бани на природных источниках:

Британия — это остров среди океана, называвшийся прежде Альбионом. … Есть в этой земле соленые источники, есть и горячие, вода которых используется в горячих банях, где моются раздельно, сообразно полу и возрасту,

— писал историк VIII века. В начале XII века на месте этих терм Джон Турский построил на церковные деньги общественные бани.

С ростом городов Европы в IX—X вв. в них появились публичные банные комплексы, где можно было мыться с мылом, стричь волосы, бриться, ставить пиявки. Люди собирались в банях столь же естественно и часто, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных.

Банные развлечения на немецкой миниатюре XV в.: мужчины и женщины вместе ужинают в ваннах, слушают музыканта, слева парочка в отдельной комнате

В такого рода заведении купались в индивидуальной деревянной ванне или в общем бассейне, но бывали и специальные парилки, где воздух нагревался горячими камнями, а клиенты лежали не в воде, а просто на лавках. От античных врачей средневековые унаследовали представление о пользе парилки для здоровья; например, святая Хильдегарда Бингенская, писавшая в XII в. труды по медицине, советовала при болезнях пить в бане отвары лекарственных растений (петрушки, тимьяна, ромашки, пижмы, мяты, лаванды, розмарина и др.) и одновременно поддавать ими на раскаленные камни и дышать этим паром.

В качестве специальных банных приспособлений могли использоваться щетки для массажа, натуральные морские губки, на некоторых иллюстрациях видны даже банные веники.

Домашняя парилка: кадка с горячей водой, накрытая простынями

А что касается богатых домов, то они располагали «мыльнями» в полуподвалах; тут находились парилка и кадки — обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. Индивидуальную импровизированную парилку у себя дома создавали, накрывая сверху наполовину наполненную ванну или бочку с горячей водой несколькими простынями.

Законы запрещали совместное мытье мужчин с женщинами, и помещения общественных бань строго делились на мужские и женские, или же вводились специальные мужские или женские дни:

Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду. … если мужчина войдет в баню или в одно из помещений бани в женский день, платит десять мараведи.

Основная статья: Цирюльник

Как и все средневековые ремесленники, банщики, занимавшиеся в бане массажем, бритьем, кровопусканием и прочими процедурами, были объединены в специальный цех банщиков (цирюльников) со своими правилами работы и строгим прейскурантом на услуги. Вывески бань, как правило, были большими и яркими, клиентов зазывали в баню громкими криками. Что интересно, средневековые европейские банщики по совместительству работали и пожарными, так как они всегда обладали большим запасом воды и ведер. Также городские общественные бани использовались не только по прямому назначению, они могли превращаться в развлекательные заведения с музыкой и выпивкой, куда ходили отдыхать большой компанией, или даже иной раз в «сауны» с проститутками и с номерами для свиданий, несмотря на все законодательные и церковные запреты и на существование официально зарегистрированных борделей. Упоминания об этом нередки в средневековой художественной литературе:

Риччьярдо любит жену Филиппелло Фигинольфи; узнав, что она ревнива, он, рассказав ей, что Филиппелло на следующий день назначил свидание в бане его жене, устраивает так, что сама дама отправляется туда… .

С XVI века общественных горячих бань в городах Европы стало гораздо меньше и культура общих бань пришла к упадку. Так, английский король Генрих VIII приказал закрыть лондонские бани в Саутуорке в 1546 году, в Париже к XVII в. осталось всего несколько общих бань. Среди причин называются распространение венерических болезней (в первую очередь, сифилиса), деятельность протестантских и католических проповедников, обличавших общие бани как рассадник бесстыдства, а также рост цен на древесину в городах, вызванный революцией цен и сведением лесов на древесный уголь в Европе из-за развития металлургии.

Бани в мусульманском мире

Баня Султан-Амир-Ахмада, г. Кашан, Иран (построена в XVI в.)

Бани были известны и у многих других народов, в частности в мусульманских городах существовали и места специальных ритуальных омовений, предписываемых шариатом, и просто горячие бани как места отдыха. В таких банях были парилки, места для массажа и купели для омовения в проточной воде, но исламские традиции запрещали принятие ванн (издавна популярное среди европейцев) и плавание в бассейнах, поскольку стоячая, не проточная, вода считалась нечистой.

В начале XII века Абу Хамид Аль-Газали дотошно описал правила поведения мусульманина в общественной бане, но заявив, что баня — место дьявола.

Остатки бань дворца ширваншахов в Баку

Сохранились сообщение Ибн Джубайра от XII века о банях в арабском мире:

Забота султана об этих прибывших (для обучения в медресе Александрии) иноземцах простирается до того, что он приказал соорудить бани, чтобы они могли мыться всегда, когда им понадобится, и основал больницу для лечения тех из них, кто болен… В этом благословенном городе (Мекке) две бани… И каждый из них (17 кварталов Багдада) имеет две-три бани… В этом городе (Дамаске) и его пригородах находится почти сто бань, а в них около сорока помещений для омовения; все они снабжаются проточной водой. … Что касается бань то число их несметно. Один из шейхов города (Багдада) говорил нам, что их там, как в западной, так и в восточной частях, — около двух тысяч.

В старинной части города Баку (Азербайджан) — Ичери-Шехере расположены дворцовые бани Ширваншахов, относящиеся к XV веку.

Баня в Киевской Руси и России

Интерьер русской бани в музее-заповеднике «Кижи»

В договоре Олега Вещего с Византией от 907 года вторым пунктом оговорена возможность для купцов-русов, прибывающих в Константинополь, мыться в собственной бане сколько захотят: «И да творять имъ мовь, елико хотять». Под названием «истобъка» баня упоминается в летописи под 945 годом в рассказе о мести Ольги древлянским послам, когда она, приказав сотворить им «мовь», сожгла их в бане.

Двухкамерная каменная постройка в Переяславле-Хмельницком (Киевская область) с инкрустированными мозаикой шиферными полами, кубиками смальты от настенных мозаик, обломками керамических водопроводных труб и полным отсутствием фресковой росписи, отождествляется с упоминаемым под 1089 (1090) годом летописным «строением банным» епископского дворца. Похожая по назначению постройка была найдена археологами в Киеве, на территории заповедника «София Киевская». Каменных бань на Руси было немного, деревянные же бани носили название «истопки».

Другие названия бани: мовь, мыльня, мыленка, мовница. В Повести временных лет (1110-е годы) приводится рассказ о бане, вложенный в уста апостола Андрея:

ПВЛ:

«Когда Андрей учил в Синопе и прибыл в Корсунь, узнал он, что недалеко от Корсуня устье Днепра, и захотел отправиться в Рим, и проплыл в устье днепровское, и оттуда отправился вверх по Днепру. И случилось так, что он пришел и стал под горами на берегу. И утром встал и сказал бывшим с ним ученикам: „Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет город великий, и воздвигнет Бог много церквей“. И взойдя на горы эти, благословил их, и поставил крест, и помолился Богу, и сошел с горы этой, где впоследствии будет Киев, и пошел вверх по Днепру. И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал:

„Диво видел я в Славянской земле ( прим. имея ввиду Новгород) на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье».

Те же, слышав об этом, удивлялись; Андрей же, побыв в Риме пришел в Синоп»

Также о славянских банях упомянуто в персидской рукописи «Собрание историй»:

(Славяне) делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь, и на них лили воду, пока не пошёл пар и под землей стало тепло. И сейчас они зимой делают так же

— персидская рукопись «Собрание историй»

Об обилии частных и общих (торговых) бань и купании в реке или снегу после бани на Руси упоминали многие европейские путешественники XVI—XVII вв. : Джильс Флетчер, Чарльз Карлейль, Иоганн-Георг Корб, Самуэль Коллинз, Станислав Немоевский и др. Правила Стоглавого собора (1551 г.), вслед за византийскими правилами, запрещали совместное мытье мужчин с женщинами, но в реальности церковные запреты на Руси не соблюдались. На европейцев той эпохи русские общие бани производили впечатление непристойности и дикости из-за мытья мужчин вместе с женщинами:

Девки в бане (лубочная картинка XVIII в.)

В Астрахани я, чтобы видеть лично, как они моются, незамеченным образом отправился в их баню. Баня была разгорожена бревнами, чтобы мужчины и женщины могли сидеть отдельно. Однако входили и выходили они через одну и ту же дверь, притом без передников; только некоторые держали спереди березовый веник до тех пор, пока не усаживались на место. Иные не делали и этого. Женщины иногда выходили, без стеснения, голые поговорить со своими мужьями.

Есть свидетельства, что в эпоху Петра I стыдливые иностранцы устроили собственную баню в Немецкой слободе в Москве, где мужчины и женщины мылись строго раздельно. Еще одна попытка разделить мужчин и женщин в общих банях была предпринята Екатериной II в Уставе благочиния 1782 г.: вход в женскую баню разрешили только мальчикам до 7 лет, служителям бань и врачам, но есть свидетельства, что и этот запрет не всегда соблюдался.

Основная статья: Сандуновские бани

Самыми знаменитыми русскими банями являются Сандуновские бани. Основанные в 1808 году как общественные бани, они продолжают свою деятельность до сих пор. Здания Сандуновских бань являются памятниками культуры. В бассейне высшего мужского разряда снимали кадры из фильма «Броненосец „Потёмкин“» Сергея Эйзенштейна. По легенде, в них парился Наполеон, вошедший в горящую Москву.

Чёрная баня

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Баня по-чёрному на территории Лудорвайского музея Монета ЦБ РФ

Бани, отапливаемые по-чёрному, рубятся по принципу пятистенки, то есть имеют саму баню и предбанник, разделенные рубленой стеной. Дверь в саму баню, как правило, небольшого размера и с высоким порогом, который замедляет поступление холодного воздуха из предбанника. Все бани имеют открытый очаг, который прогревает не только камни, но и стены бани. Дым от очага выходит через частично приоткрытую дверь и отдушину («сторонку» так как это доска, отодвигаемая в сторону, и все-таки это не отдушина) в потолке. Обычно в ней есть каменка из валунов-окатышей и котёл для горячей воды. Протапливается дровами, предпочтительно лиственных пород (например, берёзовыми). Такая баня, как принято говорить, «горчит», то есть воздух помещения бани имеет горьковатый привкус, а слизистая оболочка глаз испытывает иногда довольно сильное раздражение. Древесина внутренней отделки бани заметно коптится от дыма, темнеет местами до практически чёрного цвета. Это объясняется тем, что березовые дрова, которые используются для её протопки, содержат деготь с углеводородами и фитонцидами. Поэтому атмосфера такой бани имеет резко выраженный бактерицидный характер.

Сельский или дачный сруб бани

Деготь традиционно применялся на Руси для лечения кожных высыпаний, паразитарных заболеваниях кожи, при хронических катарах дыхательных путей. Все эти полезные свойства березового дегтя активно работают в бане «по-черному». Люди, которые регулярно парились в таких банях, постоянно дезинфицировали кожные покровы и дыхательные пути. В русских банях «по-черному» повитухи принимали роды, так как это было наиболее чистое помещение.

Высокие концентрации летучих веществ дегтя могут приводить к раздражению слизистых поверхностей, выражающемся в появлении кашля, а глаза начинает, как говорится, щипать. Поэтому для уменьшения данного побочного эффекта уменьшают концентрацию летучих бактерицидных веществ в атмосфере парилки. «Перед пользованием необходимо проветрить от дыма и вымыть от копоти полок.» Есть понятие, «баня должна выстояться», то есть после окончания топки должно пройти некоторое время. После окончания топки на камни ковшиком подбрасывают кипяток, открывают дверь и выпускают «первый пар». Пар кратковременно повышает давление воздуха внутри парилки и выносит наружу избыток летучих бактерицидных веществ раздражающих глаза и дыхание. Иногда потолок обметают веником, но при хороших дровах сажа на стенах практически не оседает. Также повсеместно для очищения деревянных поверхностей бани по-чёрному (главным образом — полка) используется мелкий речной песок. С помощью тряпки и песка с полков, скамей и стен снимается копоть а также небольшой слой дерева. После этой процедуры деревянные поверхности не только очищаются, но и заглаживаются, что предохраняет посетителей бани от заноз, царапин и т. д.

Белая баня

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Бани, отапливаемые «по-белому», бывают различных конструкций. В такой бане имеется каменная, кирпичная или металлическая калильная печь с уложенными в неё (на неё) камнями для получения пара и с баком (регистром) для нагревания воды. Такая баня проще и приятнее в эксплуатации. Такую конструкцию имеют и современные индивидуальные бани.

Баня внутри русской печи: печь протапливается, в чугунах нагревается вода. После топки с пода печи убирается зола и насыпается солома. Жар сгребается в угол печи. После этого можно мыться, забравшись в печь и даже осторожно париться веником, чтобы не натаскать на себя сажи. Вероятно, отсюда происходит украинское и белорусское название бани — «ла́зня».

Баня-автомобиль русской армии ПМВ, подаренная французам в 1916 году

Походная баня

Походная баня

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Среди современных туристов распространен способ получения бани, во многом похожий на бани скифов и бани североамериканских индейцев. Её строят во время стоянки из жердей, срубая молодые деревья, а сверху обтягивают заранее приготовленным полиэтиленом. При этом каркас будущей походной бани возводят над каменной кладкой из крупных валунов, под которой разводят костер. Нагревание камней до необходимой кондиции происходит несколько часов. Когда камни будут достаточно прогреты, костер под ними тщательно тушат водой и только после этого обтягивают каркас полиэтиленом, закрепляя его обычно кусками проволоки. После этого поливают воду на горячие камни и получают пар.

Существенным недостатком такого способа организации походной бани является необходимость длительного нагрева камней, которые, кроме того, в итоге покрываются слоем сажи. При подаче на них воды сажа вместе с паром возгоняется в воздух. При этом находящиеся внутри люди могут ей достаточно сильно испачкаться. Так как камни не имеют постоянно действующего источника тепла, который бы компенсировал потери тепловой энергии расходуемой на получение пара, при данном способе тепла камней хватает на ограниченный промежуток времени. Обычно это всего 3-4 захода.

Сауна

Виды бани

Финская баня

Основная статья: Сауна

Русская и финская бани имеют общие корни и, несмотря на общераспространённое заблуждение о «сухой парилке», принципиально ничем друг от друга не отличаются. Традиционная финская сауна так же, как и русская баня, допускает горячий фитомассаж при помощи березовых веников.

Сухая сауна

Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте , в противном случае он может быть удалён.
Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения.

Сухая (суховоздушная) сауна не является традиционной финской сауной (баней) которую бы можно было назвать финской сауной с историческими корнями. Это явление возникло относительно недавно с появлением электрокаменок, где нагрев каменной закладки происходит под воздействием электрических ТЭНов. Суховоздушная сауна направлена на экономию времени при осуществлении банной процедуры. Так же как и инфракрасные кабины, электрические сауны предоставляют пользователю возможность быстро прогреть помещение без применения источников пламени, для которых нужен дымоход и соответствующие противопожарные меры его монтажа, что далеко не всегда осуществимо в городских многоэтажных строениях. Электрические суховоздушные сауны удобны тем, что их можно смонтировать практически в любом помещении, где имеется необходимая электрическая сеть.

При нагреве тела человека повышается его пульс, сосуды в верхних кожных покровах расширяются. Человеческое тело начинает бороться с внешним притоком тепла, чтобы сохранить постоянную внутреннюю температуру органов. Включаются биологические механизмы терморегуляции тела, а это неизбежно сопровождается усилением кровотока и учащением дыхания. В результате увеличивается и выброс углекислого газа, как одного и продуктов дыхания. Это приводит к тому, что кондиции воздуха небольшого замкнутого помещения, такого, как парилка сауны быстро ухудшаются. Изменяется процентный состав воздушной смеси, что выражается в том, что люди начинают, как принято говорить, «задыхаться». Появляются головные боли.

Для сравнения бани и сауны, оснащенные дровяными печами, которые топятся из парильного помещения не требуют монтажа активной приточно-вытяжной вентиляции. При горении топлива внутри топки дымовые газы нагреваясь расширяются и под воздействием Архимедовой силы «всплывают» и удаляются через дымоход. При этом образуется разрежение давления внутри камеры сгорания, и, как следствие, дровяная печь автоматически втягивает в себя воздух из парилки через ящик зольника. По этой причине образуется зона разрежения давления уже внутри парилки, и в неё увлекается под воздействием разности давлений новая порция извне. Либо через неплотность дверного проема, либо для поступления свежих порций воздуха внизу входной двери специально делается отверстие. Такое же отверстие для поступления свежего воздуха может быть предусмотрено в стене или в полу парилки. Дровяные печи для сауны с коротким топливным каналом, когда закладывание дров в топку происходит внутри парной, имеют спрос в Северной Европе, например в Финляндии.

Турецкая баня

Основная статья: Хаммам

Действующим началом в турецкой бане является нагретый до 45-50 °C мрамор самого помещения и воздух с влажностью до 100 %.

Японская баня

Основная статья: Сэнто

Сэнто несколько отличается от нашего общепринятого представления о бане. Как таковой парилки в сэнто нет — сначала человек многократно натирается мочалкой и обливается водой до полной чистоты, после чего погружается в индивидуальную или общую большую деревянную ванну — офуро. Здесь положено блаженно вытягиваться и отмокать в горячей воде. После чего процедуры повторяются. В настоящем сэнто всегда были молодые служанки — юна — которые не только мыли и терли клиентов, но и за отдельную плату могли оказать им интимные услуги.

Шведские бани

Основная статья: Басту

Традиционные шведские бани называются басту. Название происходит от словосочетания «badstuga», в котором «bad» — это парилка, баня, а «stuga» — небольшие деревянные дома, типичные для скандинавских стран. Вентиляция в басту осуществляется по принципу «перевернутого стакана». Изначально баня стояла над землей, в полу были щели. Печь тянула воздух снизу парилки и, нагревая его, поднимала к потолку. Помещение наполнялось горячим воздухом, холодный вытеснялся вниз и вытеснялся сквозь щели. Басту современной конструкции появились в 1930-х. Их снабжают двумя вентиляционными отверстиями: одно располагают у пола под печью, другое с противоположной стороны парилки.

Ирландские бани

Основная статья: Ирландская баня

Ирландские или римско-ирландские бани — это модернизированные римские термы. Они разделены на три парильные комнаты. Первая — самая холодная (25-27 °C), вторая — погорячей (32-35 °C), третья — самая горячая (50-60 °C), устланная кирпичами с отверстиями, из которых поступает много горячего воздуха.

Банные традиции и этикет

У разных народов мира существуют свой этикет при посещении бани. Например, в Древней Греции в баню ходили через день, в сопровождении рабов, которые несли с собой масло, соду, жирную глину, белье, полотенце и щетки; горячую ванну принимали в круглом чане; после чего следовали омовения в холодной воде. По народным поверьям, в бане живёт банник — дух бани.

Перед свадьбой в деревнях была традиция совместно париться невесте и матери жениха (и, возможно, совместно с другими старшими женщинами семьи жениха). Та смотрела, насколько здорова будущая невестка. В одной книге упоминается отзыв будущей свекрови: «В кости широка. Такая и троих родит — не крякнет!»

В сельской местности, при наличии топки изб по-чёрному, баня являлась единственным, наиболее стерильным и подходящим местом для родов.

У славянских и финно-угорских народов баня традиционно являлась местом для знахарства и колдовства. В банях принимали роды, в банях жили роженицы с новорождёнными. В банях пытались лечить народными и колдовскими средствами практически весь спектр заболеваний. Бани использовались как место захоронения или кремации мертворождённых или погибших при родах младенцев. Бани служили и своеобразным хосписом для тяжелобольных и умирающих. В банях умерщвляли «зажившихся» стариков и казнили с помощью горячего пара неугодных или преступников. Язычники пред принесением в жертву человека «запаривали» его до бесчувствия в бане.

В искусстве

Русская Венера
1925—1926, Б. М. Кустодиев Девушки из Даларны в бане
1906, Андерс Цорн (Швеция)

Тема бани и всего, что с ней связано, получила широкое распространение в произведениях искусства, от живописи до фольклора, в анекдотов и частушек. В частности, в русских народных сказках нередко встречается мотив похода героя в баню, связанный, как правило, с его обессиливанием (Афанасьев, 207), либо с похищением некоего жизненно важного для него атрибута (Афанасьев, 187). Довольно часто мотив омовения в бане сопряжён в русских сказках с мотивом изжаривания и последующего съедения героя его антагонистом (Змеем Горынычем, Бабой-Ягой, колдуном и т. д.): ср. Афанасьев, 202—205. Связь данных мотивов, вероятно, восходит к народной практике париться в русской печи, либо к ритуальному омовению жертвы при жертвоприношении.

Обстановка бань часто используется художниками для изображения обнажённой натуры: например, Борисом Кустодиевым, Зинаидой Серебряковой, Андерсом Цорном.

  • Одна из пьес Владимира Маяковского — «Баня».
  • Одна из самых известных песен Владимира Высоцкого так и называется — «Банька» («Протопи ты мне баньку, хозяюшка…»).
  • Рассказ Михаила Зощенко «Баня».
  • В рассказе Василия Шукшина «Алеша Бесконвойный» описан процесс топки русской бани «по-черному».
  • Эпизод в бане, где Евгений Лукашин со своими друзьями распивает спиртные напитки, служит завязкой сюжета в фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». В продолжении фильма также используется банный эпизод.
  • Многие произведения в исполнении Михаила Евдокимова связаны с баней.
  • Баня присутствует как важное место действия в цикле фильмов Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты», «Особенности национальной рыбалки», «Особенности национальной охоты в зимний период».

Современная баня

Бани и сауны получили широкое распространение как место отдыха в комплексе с бассейнами и тренажерными залами или как самостоятельные предприятия. В состав современной бани обычно входят суховоздушная сауна и парная (иногда несколько с разными условиями), джакузи, холодная ванна, нередко также солярий и пр.

Примечания

Литература

баня в Викисловаре

Баня на Викискладе

Баня в Викиновостях

Энциклопедические статьи

Словари и энциклопедии

Виды

  • Сауна (финская)
  • Сухая сауна (суховоздушная)
  • Сэнто (японская)
  • Термы (римская)
  • Бахник (армянская)
  • Хаммам (турецкая)
  • Ирландская
  • Экзотические бани

См. также

  • Банник (мифология)
  • Медико-терапевтическое воздействие банных процедур

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Исправить статью согласно стилистическим правилам Википедии.